Главный по деньгам: 10 фактов о новом главе миссии МВФ

Опыт в послевоенном Ираке, который может пригодиться в Украине

Сегодня, 20 сентября, официально приступает к своим обязанностям новый глава миссии МВФ в Украине – британец Гэвин Грей. На этом посту он сменит Иванну Владкову Голлар, которая занимала должность с мая 2020 года. Эта замена – не обычная практика ротации персонала МВФ, а ответ на текущие вызовы, а также те, которые возникнут в послевоенной Украине. 

Как сообщил постоянный представитель МВФ в Украине Ваграм Степанян, «господин Грей имеет существенный опыт работы в развивающихся экономиках». В частности, Гэвин Грей возглавлял миссию МВФ в Ираке с 2018 по 2020 год на этапе восстановления государства после войны.

МВФ – основной внешний донор Украины, чье финансирование многократно превышает объемы помощи, предоставляемой другими международными институциями.

В рамках недавней договоренности Украина получит от Фонда дополнительные $1,4 млрд в рамках программы экстренного финансирования. Также определено, что Фонд примет активное участие в программах восстановления разрушенной во время войны инфраструктуры.

Mind приводит 10 фактов, которые характеризуют нового главу миссии и принципы, по которым он работает.

1. Гэвин Грей окончил Лондонскую школу экономики, в том числе изучал применение статистических методов в экономике.

2. В структурах МВФ работает более 16 лет.

3. При его непосредственном участии будет определяться объем и структура помощи, представляемой Украине: помимо восстановительных программ, речь идет о помощи, выделяемой странам, пострадавшим от продовольственного кризиса. Украина может стать одним из бенефициаров этой программы, сумма будет сопоставима с предыдущим траншем ($1,4 млрд). Кредитор также работает с Украиной над разработкой более глубокой и долгосрочной программы поддержки.

4. На стартовых позициях Ирак находился в более выгодных условиях, чем Украина, поскольку располагал доходами от продажи нефти. «Большой профицит бюджета и счета текущих операций – около 8% и 6% ВВП соответственно – были зарегистрированы в 2018 году, что позволило правительству погасить внутренний долг и накапливать фискальные резервы. К концу 2018 года валовые международные резервы достигли $65 млрд. Однако послевоенная реконструкция и восстановление экономики шли медленно. ВВП без учета нефти вырос всего на 0,8% в годовом исчислении в 2018 году в условиях слабого выполнения реконструкции и других государственных инвестиций. Общий ВВП сократился примерно на 0,6%. Бюджет на 2019 год предполагал значительное смягчение налогово-бюджетной политики» [здесь и далее – IMF Country Report No. 19/248 IRAQ 2019 ARTICLE IV CONSULTATION AND PROPOSAL FOR POST-PROGRAM MONITORING; STAFF REPORT; AND STATEMENT BY THE EXECUTIVE DIRECTOR FOR IRAQ].

5. Был разработан план реализации политики и структурных реформ, направленных на обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности, решение застарелых социальных проблем и содействие устойчивому и инклюзивному росту.

Их основа – создание надежной налогово-бюджетной базы, необходимой для поддержания макроэкономической стабильности и укрепления резервов. МВФ призвал [местные] власти принять новый подход к налогово-бюджетной политике, как часть более широких реформ по управлению доходами от нефти более эффективно, снизить тенденцию к процикличности и перейти к более благоприятному для роста составу расходов.

6. Основы фискальной политики. Должны быть установлены потолки расходов, подкрепленные поэтапными мерами по снижению текущих расходов и увеличению доходов, не связанных с нефтью. Постоянное наращивание фискальных резервов должно помочь властям снизить процикличность и защитить инвестиции в случае падения цен на нефть и других потрясений.

7. Переориентация государственных расходов. Структурные меры по сдерживанию резкого роста фонда заработной платы в государственном секторе помогут создать бюджетное пространство для необходимых инвестиций.

8. Реформы электроэнергетики. Это направление требует значительных капиталовложений, но должны позволить властям справиться с перебоями в подаче электроэнергии и в конечном итоге сократить бюджетные субсидии. Власти следует пересмотреть адекватность и эффективность социальных расходов, чтобы бедные и уязвимые группы были защищены в ходе таких реформ.

9. Финансовый сектор. Банковский надзор должен переориентироваться на два крупнейших и проблемных государственных банка, которые должны быть проверены и реструктурированы до рекапитализации в среднесрочной перспективе. Такие реформы, наряду с усилиями по продвижению финансовой доступности могут помочь решить проблему доступа к кредитам и способствовать созданию рабочих мест в частном секторе.

10. Борьба с коррупцией. Необходима многосторонняя стратегия, включающая укрепление правовой базы, разработку национальной антикоррупционной политики и содействие более тесной координации между участвующими ведомствами.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS