Узник банка «Газ»: как дошло до объявления в розыск экс-главы НБУ Кирилла Шевченко

Однако главный вопрос – не за что, а зачем его ищут

Национальное антикоррупционное бюро Украины объявило в розыск бывшего главу Национального банка Кирилла Шевченко в рамках дела о растрате средств государственного Укргазбанка. Вместе с ним в розыск объявлены заместитель главы правления  этого финучреждения Денис Чернышев и заместительница директора департамента по работе с корпоративными вип-клиентами Елена Хмеленко.

Помимо статуса самого разыскиваемого – а Кирилл Шевченко занимал наиболее высокую должность из всех чиновников нынешней власти, попавших в поле зрения НАБУ – обращает на себя внимание и момент, который был выбран для активизации расследования. Уголовное производство и выемки документов в Укргазбанке проводились еще в 2019 году, однако это не помешало Кириллу Шевченко занять должность главы НБУ.  Почему же его публичная переквалификация в "коррупционеры" произошла именно сейчас?

Первая причина – институциональная. НАБУ в комплексе с САП лишь относительно недавно обрело целостность на всех этапах уголовного процесса, полноценный инструментарий и автономность. Это сформировало общественный запрос на результативность работы этих ведомств, которую они сейчас должны продемонстрировать.

Даже если половина громких дел – это «спортивная рыбалка» по принципу поймали-выпустили, то вторая половина должна войти в статистику побед.

Вторая причина – предыстория отношений НАБУ с самим Шевченко.

По неофициальной версии дело против него было активировано еще в период его пребывания на должности и было предъявлено фигуранту вместе с предложением о сотрудничестве со следствием. Это сотрудничество предполагало показания против более крупной цели НАБУ – сотрудников ОП, причем фамилии «Татаров» и «Ермак» звучали чаще других. По мнению Шевченко, добровольный уход с должности  должен был закрыть этот вопрос и позволить сохранить нейтральность.  

Однако получилось только хуже. Антикоррупционная система развернулась во всю мощь – возможно, чтобы сделать последующих фигурантов  более сговорчивыми.

В чем суть схемы «Укргазбанка»? Кирилл Шевченко фактически возглавлял «Укргазбанк» с конца 2014 года, а в мае 2015 по результатам открытого конкурса был избран председателем правления. Ключевым членом его команды был заместитель председателя правления  Денис Чернышов.

Следствие подозревает, что в период 2015-2018 гг. из «Укргазбанка» в пользу физических лиц-предпринимателей было перечислено 206 млн гривен за фиктивные услуги, которые не предоставлялись. Чаще всего для этих ФЛП Укргазбанк был единственным клиентом, что и вызвало подозрение о выводе средств для их дальнейшей легализации. Предприниматели регистрировались непосредственно перед тендером и прекращали деятельность сразу после получения денег.

Как именно она реализовывалась? Елена Хмеленко якобы визировала акты выполнения работ и обеспечивала оплату. Также часть подставных ФОПов якобы были созданы при ее содействии и она организовывала им уплату налогов и прочих обязательных платежей. КВЭД, на которых специализировались эти контрагенты – «Предоставление других информационных услуг» (КВЭД 63.99), удобен своей расплывчатостью и тем, что под него можно подогнать почти любую смету.

В данном случае банк платил за посредничество за привлечение средств крупного бизнеса и государственных учреждений и предприятий. С ноября 2014 по март 2020 гг. банк осуществил  более 1000 перечислений в адрес 52 псевдопосредников.

На самом же деле посредничество происходило только на бумаге: клиенты размещали средства в государственном Укргазбанке на депозиты по собственной инициативе или же согласно порядку, введенному для госсектора Кабмином.

После активизации следственных действий со стороны НАБУ и САП формат посредничества был официально прекращен самим банком.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS