Верховная Рада на заседании 16 ноября приняла за основу законопроект №8131, нормы которого закладывают основу для запуска автоматического обмена налоговым данными между Украиной и другими странами.
По словам первого замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослава Железняка, законопроект предусматривает внедрение в Украине международных стандартов в сфере прозрачности и обмена информацией для налоговых целей.
«Мы становимся частью системы стандартов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – Mind). Это сделает уклонение от налогообложения еще сложнее, как и использование для этого офшоров», – объяснил Железняк.
Mind разбирался, как подобные изменения повлияют на налогоплательщиков и доступ к каким данным могут получить налоговые органы.
Что такое обмен налоговой информацией? Международный обмен налоговыми данными предусматривает, что фискальные органы конкретной страны получают от налоговых структур других стран информацию о движении по банковским счетам своих резидентов. Причем к таким резидентам относятся как физические лица, так и компании (юрлица), в том числе их бенефициары.
Обмен данными происходит в два этапа. Сначала участники финансового рынка (банки, инвестиционные и страховые компании) в обязательном порядке уведомляют местные налоговые органы об открытых счетах нерезидентов, в том числе о движении средств по ним. А налоговые органы, в свою очередь, предоставляют полученную информацию налоговым структурам тех стран, которые присоединились к обмену данными (таких государств около 100).
Автоматический обмен происходит в рамках унифицированного стандарта отчетности, который разработала ОЭСР, – он называется CRS. На практике это выглядит следующим образом. Некий гражданин Украины имеет банковские счета в Швейцарии. Сейчас украинская Государственная налоговая служба (ГНС) об этих счетах может узнать лишь по специальному запросу, например, в рамках следствия или судебного дела – и не факт, что швейцарская сторона такую информацию предоставит. Но после того, как Украина присоединится к CRS, ГНС будет регулярно получать от Федеральной налоговой администрации Швейцарии данные о счетах и их состоянии упомянутого украинского гражданина по умолчанию в автоматическом режиме.
Второй стандарт называется EOIR – это обмен информацией (которая выходит за рамки условий автоматического обмена) по запросу налогового органа в отношении конкретных налогоплательщиков.
«Кроме счетов, это может быть информация о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах компании, которые имеют в Украине постоянные представительства или штаб-квартиру; о бенефициарах иностранных партнерств, ведущих деятельность или получающих доход, подлежащий налогообложению в Украине; о трастах, которыми управляют украинские резиденты», – рассказывает Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.
Как обмен данными внедряет Украина? Украинская власть заявляет о намерении подключиться к CRS уже довольно давно. В 2017 году была утверждена «дорожная карта», в рамках которой Украина планировала внедрить стандарт CRS в 2020 году, но сроки постоянно сдвигались. И осенью 2021 года Министерство финансов сообщило о том, что обмен информацией будет запущен уже в 2023 году. Но война очередной раз подкорректировала планы.
Впрочем, в конце августа 2022 года Государственная налоговая служба все-таки присоединилась к многостороннему соглашению CRS. Следующим логичным шагом стало появление законопроекта №8131, принятие которого позволит закрепить взаимодействие между налоговыми органами на законодательном уровне. Если верить словам Железняка, «старт» передачи налоговых данных произойдет в 2024 году.
С какой целью налоговая будет собирать информацию? Суть обмена налоговыми данными сводится к тому, чтобы страны – участницы соглашения CRS могли получать информацию по банковским счетам и финансовым активам своих налоговых резидентов в других странах.
«Доступ к информации должен обеспечить налоговую прозрачность и стать эффективным инструментом контроля своевременного и полного декларирования доходов резидентов стран – участниц CRS, полученных за их пределами», – объясняет Ольга Черевко, управляющий партнер юридической компании GLS.
Налоговая благодаря этому механизму сможет искать незадекларированные доходы и вылавливать уклонистов. Это четко ложится в планы внедрять в Украине косвенные методы контроля после окончания налоговой амнистии (она продлена до 1 марта 2023 года). Наличие доступа к данным о зарубежных счетах упростит налоговикам задачу по выявлению тех украинцев, которые «на бумаге» получают минимальную зарплату, но при этом держат в иностранных банках миллионы.
«Органы ГНС получат доступ к информации об иностранных финансовых активах резидентов Украины и смогут контролировать полноту декларирования доходов, подлежащих налогообложению. Это позволит выявлять незадекларированные доходы и попытки уклонения от уплаты налогов физическими лицами», – соглашается Игорь Ясько.
Что изменится для украинских налогоплательщиков после запуска CRS? Все резиденты Украины, у которых уже открыты счета в украинских банках либо при открытии новых счетов, будут проходить дополнительное анкетирование.
«Это необходимо для определения статуса их налогового резидентства и их налоговых номеров для дальнейшего автоматического обмена информацией по таким счетам со странами-партнерами», – объясняет Ольга Черевко.
И если у резидентов Украины, компаний или физических лиц, открыты счета за рубежом, то после внедрения стандартов CRS и EOIR украинские налоговые органы получат доступ к информации по оборотам и остаткам на таких счетах. Как в автоматическом режиме, так и по запросу.
Также не исключено, что иностранные банки будут более дотошно проверять своих клиентов-украинцев, особенно источники происхождения их доходов.
Как будет выглядеть передача налоговых данных? Данная процедура уже давно отработана в тех странах, которые являются участниками системы обмена информацией.
Согласно принятым стандартам обмена, налоговые службы стран – участниц CRS передают данные:
Информация, которая передается в рамках автоматического обмена, имеет следующее содержание:
Вместе с тем под требования автоматического обмена попадают не все данные.
Во-первых, не подпадают пенсионные счета, счета срочного страхования жизни и депозитные счета – налоговые органы относят их к счетам с низким уровнем риска.
Во-вторых, требования о передаче данных в налоговые органы в рамках CRS не распространяются на краудфандинговые платформы, на платежные системы и системы электронных денег, на криптобиржи, на страховых брокеров и на пункты обмена валют.
Как налоговые органы используют полученные данные? Как уже было сказано выше, главная задача фискалов – выявить сокрытые доходы и добиться уплаты с них налогов. Логично, что внедрение автоматического обмена данными станет для налоговиков в этом неплохим подспорьем.
Например, физическое лицо – резидент Украины имеет инвестиционный счет в иностранном банке и вкладывает деньги в иностранные ценные бумаги, получая дивиденды по акциям или процентный доход по облигациям. ГНС будет знать об этих заработках благодаря обмену данными в рамках CRS.
«Если физическое лицо не указало такой доход в ежегодной декларации, то у налоговой будут все основания провести проверку и доначислить налоговые обязательства», – говорит Ольга Черевко.
Похожая ситуация и с банковскими счетами контролируемых иностранных компаний (КИК), которые используются резидентами Украины для инвестиций. Если свыше 50% доходов таких компаний – это пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти), информация по счетам КИК также будет передана в налоговые органы Украины. А те, в свою очередь, смогут сравнить реальные доходы контролируемых компаний с задекларированными и, в случае чего, потребовать от украинских бенефициаров КИК уплатить недостающую сумму налога.
Какие риски существуют для налогоплательщиков? Помимо доначисления налоговых обязательств, ГНС может применить к владельцу зарубежного счета штрафные санкции. Размер таких санкций зависит от того, докажут налоговики факт уклонения от уплаты налогов или нет.
В худшем случае, согласно нормам Уголовного кодекса, уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в особо крупном размере влечет за собой штраф в размере от 3,7 до 8,7 млн грн. Также налогоплательщика могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (85–170 000 грн), а заодно лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.