Нигерия – крупнейшая экономика Африки с 220-миллионным населением – в субботу, 25 февраля, должна переизбрать 469-местный парламент, 28 губернаторов и президента. Эти непредсказуемые выборы аналитики называют важнейшими в 2023 году. Нигерийцы испытают на прочность свою систему безопасности и проверят на стойкость демократию.
Предвыборная кампания в Нигерии, как утверждает издание New Humanitarian, уже стала самой жестокой в современной истории. Процесс голосования почти наверняка окажется проблемным и может стать катастрофическим, если его сочтут плохо организованным. Страна раздроблена и разделена настолько, что, кто бы ни победил, ему предстоит гасить волну насильственных протестов.
На пост президента Нигерии претендуют представители 18 партий, но фаворитами считаются трое. Один из них – это 70-летний Бола Тинубу, бывший губернатор штата Лагос из правящего «Конгресса всех прогрессивных сил» (APC). Этот политик приобрел противоречивую славу «крестного отца» и серого кардинала Нигерии. Чтобы использовать этот имидж как козырь в президентской кампании, Бола Тинубу вел агитацию под лозунгом «пришла моя очередь», подчеркивая, что он долго был у власти и набрался опыта.
Другой основной кандидат – 76-летний миллиардер и бывший вице-президент Нигерии Атику Абубакар был выдвинут крупнейшей оппозиционной Народно-демократической партией (PDP). На пост главы государства он баллотируется в шестой раз после пяти предыдущих поражений. Атику Абукабар обещает вернуть стране времена успешного развития экономики, которая росла в период его вице-президентства 1999–2007 годах и вошла в рецессию после прихода к власти Мухаммаду Бухари.
Третьим сильным соперником стал Питер Оби, 61-летний бизнесмен и экс-губернатор штата Анамбра, выдвинувшийся от крошечной Лейбористской партии (LP) и бросивший вызов «старой гвардии» политиков и традиционной двухпартийной гегемонии. Нигерийские СМИ называют его кандидатом от молодежи. Активно используя соцсети, Питер Оби сенсационно быстро сформировал огромную базу сторонников и позиционировал себя как аутсайдера и реформатора, пришедшего «разбить плесень».
Для победы в первом туре кандидату нужно набрать большинство голосов, а также не менее 25% голосов в двух-третях из 36 нигерийских штатов. Если ни один из кандидатов не выиграет, для двух лидеров будет проведен второй тур.
Новый президент, если его удастся выбрать, заменит 80-летнего Мухаммаду Бухари, пробывшего у власти два президентских срока. Нынешний лидер обещал справиться с боевиками и победить бедность в Нигерии. Однако за время его президентства ВВП Нигерии сократился с $48,7 млрд в 2015 году до $44 млрд в 2021-м. Из-за этого за чертой крайней бедности оказались свыше 90 млн граждан, расходующих менее $1,9 в день на человека.
Нигерия разделена на две примерно равные части: преимущественно мусульманский север и преимущественно христианский юг, а также на три главные этнические группы: йорубу на юго-западе, хаусу на севере и игбу на юго-востоке.
При таком разделении, как пишет Центр стратегических и международных исследований (CSIS), вся политическая система Нигерии страдает от синдрома патронажа. Получая власть на федеральном или региональном уровне, политик использует свое положение, чтобы повышать благосостояние своей этнической и религиозной группы. Это приводит к неравномерному распределению государственных ресурсов и ожесточает борьбу за власть.
Чтобы нигерийский синдром патронажа всякий раз не благоприятствовал представителям большинства, политические партии применяли ротацию и зонирование, продвигая во власть представителей меньшинств. Однако в этот раз PDP нарушила негласное правило чередовать мусульман и христиан и в 2023 году повела на выборы еще одного мусульманина с севера, после восьми лет президенства мусульманина с севера. Этот факт раздражает жителей юга, в особенности христиан. Религиозную напряженность также усилило решение APC выдвинуть мусульманина кандидатом в президенты.
Вдобавок, на выборах 2023 года сложилась ситуация, когда три фаворита президентской гонки – Бола Тинубу от APC, Атику Абукабар от PDP и Питер Оби от LP – представители народностей йоруба, хауса и игбо, соответственно. Это повысило риски того, что этим кандидатам в их «домашних» геополитических зонах население будет подыгрывать, а их соперникам вставлять палки в колеса. В неблагополучных нигерийских регионах в ход идут не только палки – политических оппонентов нередко калечат мачете и иногда сжигают заживо коктейлями Молотова.
«Из-за того, что APC и PDP выдвинули на президентство мусульман, а от LP баллотируется христианин с юго-востока, могут вспыхнуть этнические и религиозные столкновения. На юго-востоке страны на избирателей северного происхождения могут напасть негосударственные вооруженные формирования. В то же время для христианского населения аналогичную угрозу представляют экстремистские религиозные группировки на территории северной Нигерии», – предупреждает CSIS.
Население Нигерии страдает от высокой безработицы, роста цен и дефицита топлива. За несколько дней до выборов эти экономические беды усугубил искусственно созданный кризис нехватки наличности.
Центробанк Нигерии, как пишет Associated Press, распорядился с декабря 2022 года по январь 2023-го заменить находящиеся в обращении купюры национальной валюты, найры, банкнотами нового образца. По заверению властей, это было сделано, чтобы затруднить отмывание денег и воспрепятствовать распространенному в Нигерии подкупу избирателей. Реформа заблокировала запасы найры, отложенные политиками на раздачу продуктовых наборов и на скупку голосов в день выборов.
Однако новой наличности оказалось мало, и во второй половине февраля миллионы нигерийцев были обескуражены невозможностью купить продукты и медикаменты – старые деньги отказывались принимать продавцы, а новые не выдавали банки. Из-за этого, по свидетельству Guardian, в нигерийских госпиталях умирают пациенты, во многих сферах экономики закрываются рабочие места, а также вспыхивают протесты, в ходе которых был застрелен по меньшей мере один человек.
«Кандидат в президенты от правящей партии APC публично обвинил действующего президента Бухари, своего однопартийца, в намерении денежной реформой сорвать его избирательную кампанию. В свою очередь PDP оспорила этот нарратив, заявив, что обмен банкнот проводится добросовестно и одинаково влияет на всех участников выборов. Неожиданно редизайн денежных купюр стал политически важным событием, притягивающим внимание электората», – пишет нигерийский эксперт Айоделе Ави.
По его словам, заявления политиков разжигают злость у населения, и нигерийцы громят отделения банков, поджигают автозаправочные станции и осаждают офисы Центробанка, выражая свое раздражение денежным кризисом.
«Для чего президент затеял обмен банкнот? ...Остается все меньше сомнений в том, что администрация Бухари поддерживает демократический идеал создания равных условий игры для всех кандидатов независимо от партийной принадлежности. Это хороший знак для нигерийской демократии. Возможно, наследием президента Бухари станут свободные, честные и заслуживающие доверия выборы в 2023 году. Непопулярная денежная реформа поспособствует их проведению, хоть и вызовет конфронтацию с неуступчивыми политиками», – пишет Айоделе Ави.
У Нигерии уже был прецедент успешных выборов вопреки трудностям. В 2015 году страна переносила голосование из-за невозможности обеспечить безопасность на избирательных участках, но в конечном итоге осуществила демократическую передачу власти.
В нынешнем году проведение выборов может оказаться более сложной задачей из-за растущего недовольства тем, как работает демократия. Согласно соцопросу исследовательской организации Afrobarometer, хотя политическая система в Нигерии стала прозрачнее и справедливее, лишь 21% граждан этой страны в 2022 году были ею удовлетворены. В 2000-м довольных было 84%. И хотя 70% нигерийцев в 2022 году назвали демократию лучшей формой правления, эта поддержка уменьшилась более чем на 10 процентных пунктов за два десятилетия и продолжит падать.
«Независимо от того, кто победит на выборах 24 февраля, Нигерия столкнется с кризисом веры общества в демократию. Это произойдет потому, что те реформы, которые сделали политическую систему более свободной и конкурентной – ограничения на военную и бюрократическую власть – подорвали возможности страны по защите прав граждан и обеспечению их безопасности», – пишет Foreign Affairs.
Аналитики издания полагают, что с растущей преступностью, экономикой в рецессии и рекордным уровнем безработицы следующему президенту Нигерии придется предпринять радикальные меры для усиления государства. Даже если ради этого потребуется отступить от демократии к авторитаризму и ужесточить контроль над экономикой и обществом.