«Не Турцией единой» – так можно описать политику, проводимую кремлем в отношении Грузии на протяжении последних нескольких месяцев. Этой весной на небольшую постсоветскую республику пролился дождь небывалых уступок и заигрываний.
В средине мая рф отменила действовавший с 2019 года запрет на полеты своих авиакомпаний и продажи туров в Грузию, и тогда же, 15 мая, владимир путин подписал указ об отмене визового режима с этой кавказской страной. Первый после почти четырехлетнего перерыва гражданский авиаперелет из москвы в Тбилиси должен был состояться 17 мая, но потом был перенесен на 19-е.
Учитывая, что население Грузии составляет менее 4 млн человек, то есть меньше Киева, жест не слишком щедрый, но по степени символизма – не имеющий себе равных. После публикации президентского указа МИД рф сообщил, что отменяет рекомендацию россиянам воздерживаться от поездок в Грузию.
Mind разбирался: что стоит за этим односторонним сближением и чего ждать от него Украине.
рф и Грузия разорвали авиационное сообщение из-за аннексии Абхазии россией? Логичное предположение, но вовсе нет. Авиационные российско-грузинские отношения можно охарактеризовать избитой формулировкой «все сложно».
Впервые авиасообщение между Грузией и рф было остановлено осенью 2006 года на фоне скандала вокруг ареста российских офицеров, обвиненных Грузией в шпионаже. Уже через полтора года страны договорились о возобновлении сообщения в полном объеме. Первый постконфликтный рейс был выполнен в марте 2008 года. Однако после начала войны в Южной Осетии в начале августа полеты были снова прекращены.
Через год между странами возобновили чартерные перелеты, которые выполнялись по отдельным разрешениям и только между москвой и Тбилиси. Регулярные перевозки были восстановлены в октябре 2014 года.
На фоне политических событий, а именно антироссийского многотысячного митинга в Тбилиси, 21 июня 2019 года владимир путин подписал приказ, согласно которому с 8 июля был введен временный запрет российским авиакомпаниям «выполнять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории россии» на территорию Грузии. Аналогичный запрет вступил в силу и касательно грузинских авиакомпаний.
Официальной причиной министерство транспорта рф назвало необходимость обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности, а также наличие просроченной задолженности с грузинской стороны за аэронавигационную деятельность. Однако впоследствии министр иностранных дел россии сергей лавров заявил, что для восстановления сообщения Тбилиси должен перестать «оглядываться на русофобов» и начать «продвигать позицию в пользу нормальных отношений с россией».
Как в этот период осуществлялось авиасообщение? Пассажиры пользовались транзитными маршрутами, в том числе через Украину. До банкротства этот маршрут обслуживала компания «Аэросвит», затем направление подхватила МАУ.
С 2014 года рф в одностороннем порядке прекратила пускать на свою территорию украинские авиакомпании, а с осени 2015 года зеркальные мероприятия были приняты с нашей стороны. «После этого Киев отпал как транзитный пункт», – рассказывает авиаэксперт Евгений Трескунов. Однако как пересадочный хаб для стран СНГ всегда работал и работает Стамбул.
Насколько активен авиапоток россия-Грузия и обратно? По данным МИД Грузии, в 2022 году страну посетило 1,5 млн россиян, что в пять раз превышает показатель 2021 года. Кроме того, по данным Национальной службы статистики Грузии, россия заняла первое место по количеству людей, переехавших в страну – 62 304 человека из 179 778.
Значительно нарастили объемы пассажиропотока и грузинские аэропорты, приняв более 4,4 млн человек, что на 78% больше показателя 2021 года. Международный аэропорт Тбилиси обслужил более 2,9 млн пассажиров, что на 78% больше по сравнению с январем-декабрем 2021 года.
Аэропорт Кутаиси за прошлый год принял около 796 000 пассажиров, что на 182% больше по сравнению с 2021 годом. Через аэропорт Батуми за 2022 год прошло около 616,8 тыс. пассажиров, что на 20% больше показателя предыдущего года.
Кто получил разрешение на полеты в рф и Грузию? Разрешение от грузинских властей на прямые перелеты уже получили «Азимут» и Georgian Airways. Первый авиарейс из москвы в Тбилиси состоится 19 мая.
Почему россия пошла на восстановление полетов в Грузию? «Одна из причин возобновления полетов – это то, что большое количество россиян уехало в Грузию. Но, как с точки зрения безопасности страны, так и дальнейшего партнерства с ЕС – это довольно странный шаг со стороны Грузии. Они еще не понимают, что потеряли, – говорит Трескунов. – Не исключено, что этим грузинским авиакомпаниям запретят летать в Европу. Кроме того, пользоваться этими рейсами смогут позволить себе только те пассажиры, которые ничего не боятся, ведь в аэропортах всегда больше тщательные проверки, и при желании власти могут задержать любого».
Кроме того, прямой рейс рф-Грузия – удовольствие не из дешевых. На рынке уже озвучивают цену в $300 за билет. И при всех этих условиях загруженность рейсов будет составлять 30-40%, что с коммерческой стороны не станет окупаемым для авиакомпаний уровнем. Так что они, не исключено, через некоторое время прекратят полеты или еще больше повысят цены.
Есть ли у этого решения политическая составляющая? Разумеется, и она может быть основополагающей. рф пытается максимально расширить свое влияние или как минимум лояльность к себе. И готова за это платить.
Учитывая потерянную в этом смысле Европу страны СНГ стали очевидными бенефициарами такой активности.
Как в самой Грузии отнеслись к «щедрости» россии? Отрадно видеть, что неоднозначно.
Хотя большинство граждан сводят свои эмоции к цене на авиабилеты и обнуление визовых сложностей, есть пассионарная часть общества, которая видит в этом сближении явные риски.
Протесты под условным призывом «Русский самолет, иди за кораблем!» прошли на этой неделе у здания парламента в Тбилиси.
Какова реакция Запада на восстановление россйско-грузинского авиасообщения? Евросоюз выразил в связи с этим традиционное сожаление и обеспокоенность.
В частности, Петер Стано – Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС на брифинге в Брюсселе заявил, что Европа сожалеет о решении грузинских властей. И выразил в этой связи «опасение за европейский путь Грузии».
А Ведант Пател, пресс-секретарь Госдепартамента США, подчеркнул, что сейчас «не время» усиливать любое взаимодействие со страной-агрессором.
«Если между россией и Грузией будут осуществляться прямые рейсы, это вызовет растущую обеспокоенность не только у США и других западных стран, но и у компаний, которые могут работать с грузинскими аэропортами... Все западное сообщество дистанцировалось от россии», – сказал он.
Как это скажется на Украине? Сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
Во-первых, любое расширение российского влияния не на руку прозападной коалиции, от которой зависит исход войны в Украине.
Во-вторых, нейтральность Грузии запускает цепную реакцию для других стран – соседей по СНГ.
И наконец – что главное – любые сближения со страной-агрессором в нынешних условиях формируют опасный прецедент. Впрочем, вряд ли Грузия обладает определяющим авторитетом, чтобы активно увлечь за собой других последователей.