Высший антикоррупционный суд неделю назад утвердил соглашение о признании виновности бывшим главой правления частного акционерного общества «Креатив» Юрия Давыдова. Он приговорен к пяти годам лишения свободы условно – с испытательным сроком три года, сообщила пресс-служба Высшего антикоррупционного суда. В самом сообщении не указывается фамилия обвиняемого и название предприятия, но Давыдов был идентифицирован по номеру судебного дела.
Название этого холдинга сейчас мало кому о чем-то говорит, однако 10 лет назад «Креатив» был синонимом слова «успех», «деньги», а позднее – «скандал» и «суды».
Mind вспомнил основные вехи этого резонансного дела.
Что представляла собой группа «Креатив»? Группа «Креатив», некогда один из крупнейших переработчиков семян подсолнечника в стране, была основана в Кировограде на заре независимости Украины как торговое предприятие местным бизнесменом Станиславом Березкиным. К середине 1990-х активно прирастающая имуществом компания была оформлена в корпорацию и начала развиваться еще активней, в том числе благодаря кредитованию ЕБРР.
В 2010 году чистый доход «Креатива» превышал 2 млрд грн. Компания входила в топ-3 маслопереработчиков страны, производила жиры, маргарины, подсолнечное масло, шрот, перерабатывала сою, а также выращивала для себя сырье на 32 000 га, расположенных в Кировоградской, Николаевской, Черниговской и Одесской областях.
На пике могущества в группу входили девять заводов, восемь элеваторных комплексов, растениеводческие хозяйства, а также свинокомплекс мощностью 60 000 голов в год и селекционно-генетический центр. Суммарно все это генерировало более $1 млрд выручки.
Почему такой огромный бизнес потерпел крах? Основная доказанная причина – непомерная кредитная нагрузка, совпавшая с внутриотраслевыми кризисными факторами. Неофициальная – коммерческая нечистоплотность самих акционеров и топ-менеджмента.
В 2014 году компания скатилась в серию дефолтов, перестав обслуживать долги более чем на $600 млн. Основная задолженность сформировалась перед государственными банками: «Ощадом», «Укрэксимом» и «Укргазом». Укргазбанк, которому «Креатив» был должен почти $100 млн и не обслуживал тот кредит, перепродал его одной из дочерних компаний группы «Кернел».
Проблемы с финансированием запустили ценную реакцию. И в 2015 году, не имея оборотных средств на закупку сырья, производственные площадки компании остановились, еще больше усугубляя кризис. Убытки исчислялись миллиардами гривен. Оставался только один выход – продажа активов.
В сентябре 2015 года «Креатив» был продан консорциуму четырех компаний с Кипра и Виргинских островов «Транслоджистик сервисез лтд», «Долебрер холдингз лтд», «Джиорналита ко лтд», «Зеруин ко лтд», которые сконцентрировали 77,32% акций компании.
Публично заявленным бенефициаром значился бизнесмен Артур Гранц, наиболее известный как владелец магазинов Duty free. Публичным представителем владельцев стал экс-банкир Рысбек Токтомушев.
Кто такой Юрий Давыдов? Давыдов – генеральный директор холдинга и миноритарный акционер «Креатива» с 11% акций.
Спустя три года после продажи компании Юрия Давыдова объявили в розыск. Статьей обвинения указывали присвоение, растрату, завладение чужим имуществом в особо крупных размерах.
Налицо обычная рыночная история – откуда взялись суды и аресты? Долги, которые накопил «Креатив», сформировались не в случайном порядке.
По версии следствия, в период 2013–2015 годов должностные лица частных предприятий, входивших в группу «Креатив», в сговоре с должностными лицами Ощадбанка незаконно получили кредит на сумму $20 млн. Деньги предполагалось направить на покупку семян – обычная «оборотка». Однако эти деньги были выведены владельцами за границу на счета подконтрольных им компаний, зарегистрированных в Белизе и Швейцарии.
Позднее с этих денег была оплачена покупка корпоративных прав юрлиц, на которые была зарегистрирована элитная недвижимость. Отметим, что это лишь один доказанный эпизод, а всего «Креатив» взял кредитов на $300 млн.
Сговор обычно очень сложно доказуем, однако не в этом случае. Должностные лица Ощадбанка опирались на непроверенные, иногда и поддельные документы, а в ряде случаев сами и помогали их составлять.
27 сентября 2019 года НАБУ и САП сообщили о подозрении Станиславу Березкину. Будучи на тот момент депутатом от группы «Воля народа», он был арестован. Всего в деле фигурировали более десятка подозреваемых. Среди них – бывший директор департамента корпоративного бизнеса; замглавы правления банка; бывший начальник управления проектного финансирования, уволившийся в 2015 году; эксначальник отдела управления проектного финансирования, позднее глава этого же управления; бывшие бенефициары группы, оценщик и ряд должностных лиц предприятий, которые входят в состав холдинга, в том числе сын Березкина Максим, а также Юрий Давыдов.
Давыдов был готов признать свою вину еще в 2020 году, но тогда ВАКС отказался утвердить соглашение о признании виновности. Теперь ВАКС согласился признать обвиняемого виновным по ч. 5 ст. 27, ч. 5 ст. 191 (присвоение имущества) и ч. 3 ст. 209 (отмывание денег) и назначить ему наказание, позволяющее избежать заключения.
Почему теперь ВАКС согласился на сделку? Скорее всего, из-за бесперспективности дела, поскольку криминализация хозяйственных дел имеет сомнительную перспективу.
Что случилось с основателями компании? После того как семья Березкиных вышла из бизнеса «Креатива», Максим Березкин основал новую компанию на остатках активов, которые ему удалось спасти – Greenstone.
В 2021 году Хозяйственный суд ликвидировал «Креатив», на то время накопивший 7 млрд грн долгов.
Станислав Березкин умер 6 декабря 2020 года.