россия, Катар и Турция прорабатывают схему поставок зерна из Причерноморского региона на мировые рынки, которая могла бы стать альтернативой Черноморской зерновой инициативе. Об этом стало известно из переписки представителей сторон, которая оказалась в распоряжении журналистов немецкого издания Bild.
В то же время поставки украинского товара находятся в исторически наихудшем положении, поскольку экспорт через западные границы остается затрудненным.
Mind разбирался, каковы возможности для украинского зернового экспорта в среднесрочной перспективе.
рф, Турция и Катар работают над новым трехсторонним соглашением, которое призвано заменить «зерновую инициативу». Об этом свидетельствует служебная переписка российского МИД с посольствами россии и Турции с 21 июля по 8 августа, которая есть в распоряжении Bild.
«Предлагается поставлять российское зерно в бедные страны, преимущественно в Африке. Турция выступит как организатор, Катар – как спонсор поставок», – говорится в сообщении.
Новое соглашение обсуждалось в прошедшие выходные в Будапеште. Для этого в венгерскую столицу вылетал глава Татарстана Рустам Минниханов. Туда же прибыл и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Официально о результатах визита не сообщалось, однако турецкий лидер заявил, что соглашение он еще обсудит с владимиром путиным на встрече в сентябре.
Нет, Украина никак не участвует в переговорах. Из писем следует, что москва заранее предупредила Анкару о выходе из «зерновой сделки».
При этом известно, что глава МИД Турции Хакан Фидан просит россию возобновить прежнюю «зерновую сделку», чтобы зерно поставлялось и из Украины. Также Анкара предлагает действовать под эгидой ООН.
Прежде всего, пшеница.
Кроме того, кукуруза. Правда, покупателей на нее, независимо от исхода переговоров, придется искать в Южной Америке.
Выше средних. Полмира сейчас покупает зерно из России, прекрасно понимая, что оно украдено с украинских территорий.
В ближайшей перспективе украинские порты работать не будут.
Хотя урожай этого года на 20% больше прошлогоднего, непомерно высокие затраты на логистику и блокада россией черноморских портов Украины сделали транспортировку зерна слишком дорогой.
Украина будет развивать приграничную инфраструктуру с Румынией, чтобы усилить свой экспортный потенциал.
По данным Украинской зерновой ассоциации, повышение ставок фрахта на перевозку зерна и масличных коастерами и баржами из портов Дуная продолжилось на прошлой неделе, однако темпы роста несколько замедлились по сравнению с неделей ранее.
По состоянию на 17 августа 2023 года ставки фрахта на перевозку кукурузы кластерами 6000 тонн из портов «Рени» и «Измаил» в Израиль повысились на $5/т – до $65 $/т. Ставки к восточному побережью Италии выросли на $4/т, до $64/т; к восточному Средиземноморью – на $1–4/т, до $59–61 за тонну; в Испанию – на $3/т, до $73 $/т; на Крит – на $2-3 за тонну, до $55–57 за тонну.
Также наблюдалось повышение ставок фрахта на перевозку кукурузы баржами до Констанцы на €1/т – до €43/т. Фрахт для рапса и ячменя повысился на €3/т – до €50/т.
Украина завершает работу над схемой с глобальными страховщиками по страхованию зерновых судов, следующих в порты Черного моря и обратно.
По словам заместителя министра экономики Украины Александр Грибаня, соглашение «сейчас прорабатывается и активно обсуждается» между соответствующими министерствами, а также местными банками и международными страховыми группами, включая Lloyd's of London.
Схема может быть введена в действие уже в следующем месяце, причем от пяти до 30 судов будут проходить через то, что он назвал «опасным местом» в украинских водах.
Преимущественно железной дорогой через западные границы.
Организованы «временные коридоры» в Черном море, которые позволяют гражданским судам безопасно пройти от Босфора до портов Большой Одессы территориальными водами стран-партнеров Украины.
По прогнозам УЗА, Украина должна экспортировать около 48 млн тонн зерна в этом году – даже без полноценной работы «зернового коридора» такие объемы реально вывезти за границу.