«Домашнее задание» от США: какие реформы должна провести Украина в обмен на помощь

Почему украинская власть будет вынуждена бороться с коррупцией

Посольство США в Украине обнародовало на своем официальном сайте список реформ, которые следует провести украинской власти. Эти реформы нужны для того, чтобы наша страна смогла и дальше рассчитывать на помощь и поддержку со стороны международных партнеров.

В тексте сообщения сказано, что список был предоставлен Штатами в качестве основы для консультаций с правительством Украины и ключевыми партнерами в рамках поддержки Украины и ее усилий по интеграции в Евросоюз.

Ссылаясь на слова президента США Джо Байдена, посольство уточняет, что среди приоритетов – поддержка реформ, которые будут способствовать борьбе с коррупцией, что, в свою очередь, создаст среду для комфортной работы бизнеса, для притока американских и европейских инвестиций.

Что представляет из себя список реформ? Посольство США кроме рамочного заявления, не предоставило детальную информацию, о каких именно реформах идет речь. Тем не менее, издание «Украинская правда» обнародовало список реформ с подробной расшифровкой пожеланий, которые выразила американская сторона.

Стоит заметить, что полный текст письма появился в СМИ еще до того, как свою позицию озвучило посольство. Поэтому можно сделать вывод, что данный перечень реформ является хоть и предварительным, но соответствует действительности.

Список насчитывает 25 пунктов. Каждый из них представляет собой конкретные рекомендации о том, какие шаги нужно осуществить Украине, чтобы добиться положительных изменений в той или иной сфере.

По срокам исполнения перечень можно разделить на:

Какие антикоррупционные реформы должна провести Украина? Антикоррупционные реформы входят в число неотложных мер, которые Украине необходимо реализовать в течение полугода.

США требуют навести порядок в наблюдательных советах госпредприятий. Если более подробно, то шаги должны быть следующими: принятие во втором чтении законопроекта № 5593-д о корпоративном управлении в госпредприятиях; введение в набсоветы «Укрнафты» и «Укрэнерго» дополнительного седьмого члена; завершение корпоратизации «Энергоатома»; передача оператора ГТС Министерству энергетики; формирование набсовета для вновь созданной госкорпорации «Украинская оборонная промышленность» (бывший «Укроборонпром»).

Настаивают Штаты и на принятии закона о Специализированной антикоррупционной прокуратуре (совершенствование процедур отбора руководителей и ключевых лиц САП, создание механизма подотчетности руководства прокуратуры, включая внешний аудит и т. д.).

Кроме того, США намекают, что неплохо бы повысить эффективность работы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Увеличить количество следователей как минимум на 300 человек, усилить криминалистическую способность НАБУ в соответствии с международными стандартами и гарантиями, сформировать общественный набсовет, предоставить бюро право на прослушивание.

Реформы должны коснуться и Национального агентства по вопросам противодействия коррупции (НАПК), Высшего антикоррупционного суда (ВАКС), Высшего совета правосудия (ВСП) и Верховного суда (ВС). В основном вопросы есть к процессу отбора руководителей соответствующих ведомств и судей, а также к их независимости и подотчетности. В частности, Штаты требуют создать Высший административный суд, который будет укомплектован проверенными должным образом судьями, провести проверку действующих судей Верховного Суда в связи с резонансными коррупционными делами и переизбрать при необходимости новых судей.

В число не самых срочных, но все равно приоритетных реформ США включили внесение изменений в закон об Агентстве по поиску и менеджменту активов (АРМА) для того, чтобы обеспечить открытый, конкурентный отбор руководства с обязательной проверкой репутации кандидатов; перезапуск отбора и квалификационной оценки судей в рамках Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС); перезагрузку Конституционного суда (КС) при участии Консультативной группы экспертов, представителей Венецианской комиссии, ЕС и США.

Какие предстоят реформы в экономической сфере? США обратили внимание, что в Украине есть проблемы не только с коррупцией. Несколько пунктов посвящены реформированию ведомств, которые отвечают за экономическую и фискальную политику.

В частности, Штаты рекомендуют усилить Счетную палату и Государственную аудиторскую службу. Для этого необходимо внести изменения в законодательство, которые будут способствовать повышению эффективности этих двух институций в ходе послевоенного восстановления Украины.

Еще США очень советуют украинским властям наконец-то запустить процесс реорганизации Бюро экономической безопасности (БЭБ); разработать и обеспечить реализацию комплексной стратегии реформирования Государственной таможенной службы, в частности согласовать нормативно-правовую базу с законодательством ЕС (включая криминализацию контрабанды), упростить и оцифровать таможенные правила, внедрить антикоррупционные инструменты.

Отдельный пункт касается рынков энергоносителей. Украина должна разработать и внедрить план действий, направленный на либерализацию тарифов на газ и электроэнергию, разработать схемы целевой поддержки для уязвимых потребителей в контексте реформирования системы субсидий на электроэнергию, принять меры для дальнейшей либерализации цен на газ и электроэнергию, подготовиться к развитию «зеленой» энергетики и интеграции энергосистемы между Украиной и ЕС.

США настаивают на том, чтобы в обязательном порядке и срочно был имплементирован регламент REMIT. Это порядок, который регулирует оптовую торговлю энергетическими продуктами обеспечивает прозрачность оптового рынка электрической энергии.

Как нужно реформировать оборону и безопасность? Штати сделали наибольший акцент на Министерстве обороны.

Ключевые задачи: реформировать процессы и процедуры вооружения и государственных закупок в соответствии со стандартами НАТО по прозрачности, подотчетности и эффективности; принять поправки в закон о национальной безопасности для усиления гражданского контроля и мониторинга вооруженных сил, модернизации системы командования; трансформировать системы оборонного планирования и управления ресурсами с целью повышения противодействия коррупции; реорганизовать процессы и процедуры закупки вооружения.

Помимо этого, должны быть реформированы Служба безопасности Украины (СБУ) и Национальная полиция. У СБУ останутся только те полномочия, которые связаны с контрразведкой, антишпионской деятельностью, кибербезопасностью и борьбой с терроризмом. А лица, которые претендуют на какие-либо должности в СБУ, должны будут проходить профессиональную и этическую аттестацию.

В Нацполиции необходимо усилить кадровый отбор, ввести действенную систему карьерного роста. Вдобавок подразделения генеральной инспекции будут выведены из-под контроля областного управления, а юрисдикция патрульной полиции будет расширена на районы и заменит участковые подразделения.

Каковы перспективы внедрения реформ? По оценкам Кильского института мировой экономики (Kiel Institute for the World Economy, IfW Kiel), США с 24 февраля 2022 года по 31 июля 2023 года предоставили Украине финансирование и военную помощь на сумму около 66 млрд евро. Больше выделил только Евросоюз – около 77 млрд евро. Также не стоит забывать о том, что штаб-квартира главного кредитора Украины в лице МВФ находится в Штатах.

Поэтому многие пункты в упомянутом списке реформ пересекаются с договоренностями, прописанными в Меморандуме между Украиной и МВФ, и являются частью обязательств Украины перед ЕС по программе макрофинансовой помощи, которую Европарламент утвердил в ноябре 2022 года. В частности, это такие реформы, как перезагрузка набсоветов госпредприятий, проведение конкурса по отбору руководства САП, перезапуск Высшего совета правосудия, реформа КС и борьба с коррупцией на таможне.

Вообще, претензии к проблеме коррупции в Украине со стороны международных партнеров – это давняя история. Например, в далеком 2014 году, когда МВФ одобрил очередной кредит Украине, проведение судебной реформы и очистка судебной ветви от коррупции были в числе основных требований фонда.

И, для того чтобы договориться о финансировании либо другом виде поддержки, украинская власть каждый раз обещает «дать взяточничеству бой». Но получается пока не очень: на начало 2023 года в рейтинге восприятия коррупции Украина занимала 116-е место из 180.

Причем даже готовые к голосованию законодательные нормы часто зависают в Верховной Раде. Например, законопроект №5593-д о приведении деятельности госпредприятий к стандартам ОЭСР был принят в первом чтении еще в 2021 году. С тех пор движения по нему нет. Законопроект №8071 о возврате обязательного электронного декларирования и раскрытии финансового положения публичных лиц, который США включили в перечень неотложных мер, был вовсе снят с рассмотрения в парламенте.

Нечто похожее происходит с перезагрузкой таможни. В феврале Кабинет Министров уволил почти все руководство таможенной службы. В апреле Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №6490-д, нормы которого определяют процедуру конкурсного отбора руководства ГТС, предусматривают ежегодный аудит эффективности работы таможни и вводят обязательную переаттестацию всех сотрудников службы. Но до второго чтения законопроект до сих пор не добрался.

С реформированием Минобороны проблем не меньше. Полный переход на стандарты НАТО в течение трех лет анонсировал еще в 2015 году Степан Полторак, который на тот момент возглавлял ведомство. Но процесс затормозился и не был завершен. Уже с началом активных боевых действий в 2022 году внедрение стандартов альянса ускорилось. Но партнеры, которые тратят на помощь Украины десятки миллиардов, откровенно недовольны работой министерства. Даже внутренний аудит, который летом проводила Госаудитслужба, зафиксировал большое количество нарушений.

Что может быть в итоге? Посыл, который озвучили США, может стать своеобразным катализатором реформ. Ведь самая масштабная военная помощь поступает как раз из Штатов. Ее сумма превышает $42 млрд. В начале сентября Байден сообщил о том, что он одобрил передачу новой порции вооружения для Украины.

И, если несколько лет назад, в мирное время, еще можно было под разными предлогами оттягивать реформы, сейчас, когда ситуация на поле боя напрямую зависит от западного оружия, украинская власть просто не может себе позволить ссориться с главными стратегическими партнерами.  

Тем более что если иссякнет военная помощь, то и с финансированием возникнут проблемы. А без кредитов и грантов из-за рубежа госбюджет Украины попросту рассыплется.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS