Starenki: от идеи до системной реализации
Ирина Бараненко
Starenki: от идеи до системной реализации
Strarenki – это мой первый, не совсем классический стартап, который прошел путь от Идеи до системной реализации с нулевыми инвестициями, и подарил мне много инсайтов касательно устройства систем, мотивации людей, вдохновения, выгорания.
Честно говоря, я никогда не планировала погружаться в благотворительность. Сказать мне пять лет тому назад, что я буду этим заниматься – не поверила бы. Я занимала топ-менеджерскую позицию в крупной по меркам Донецка компании, хорошо зарабатывала и имела высокие карьерные амбиции. Всё, что за их пределами – я даже не рассматривала.
Но потом произошли трагичные события в Донецке, которые вынудили меня покинуть мой родной город с одним чемоданом в руках и с множеством вопросов в голове к устройству этого мира. Пожалуй, именно это и стало импульсом создания чего-то большего, чем «Я – профессионал».
Благотворительный стартап
После переезда в Киев я все чаще стала замечать на улицах, в аптеках, магазинах пожилых людей, которые отсчитывали гривны, чтобы купить самое дешевое из необходимого. Каждый раз я старалась им помочь: где-то оплатить счёт, где-то пропустить вперед, подсказать – но я понимала, что этого недостаточно, моя помощь является случайной. Я не любила полагаться на случай, мне хотелось помогать регулярно, системно, и я занялась поиском благотворительных организаций, которым я бы могла доверять определенную сумму в месяц. Но тема старости в благотворительных кругах, как оказалось, была не очень популярной. Редкие проекты помогали домам престарелым, остальные – занимались более «перспективными» категориями нуждающихся. Пожилые люди, которые остались одиноки, но не решились на переезд в дом престарелых в силу понятных страхов и причин, получается, остались без внимания общественности. Они вообще были как бы исключены из общества – мало участвовали в социальной жизни, редко выходили на улицу и боролись за свои жизни самостоятельно, в тесных страшных обветшалых квартирах.
Я много обсуждала данную проблему со своим близким окружением. Оказалось, что она волнует многих и многие готовы были помогать – в основном, финансово ввиду плотных рабочих графиков. Я понимала, что с одной стороны – есть десятки, сотни и может быть тысячи людей, которые готовы были ежемесячно делиться небольшой суммой денег, с другой – были тысячи, десятки и может быть сотни тысяч людей, которые остро нуждались в помощи. Нужен был простой и прозрачный механизм, который бы соединил «стороны» и «рычаг», который бы умножил на 100 усилия одного человека в решении данной проблемы.
Все началось, как часто бывает, с социальных медиа – я опубликовала короткий пост с призывом к действию, и к моему удивлению публикация получила огромную поддержку и распространение. В личные сообщения откликнулись десятки людей – знакомые, малознакомые и незнакомые вовсе – с предложением помочь. «Я готова, что нужно делать?» – писали мне. Что делать я не имела ни малейшего понятия. У меня не было опыта ни в социальной, ни в благотворительной сфере, все, что было у меня на тот момент – это Идея.

На самом старте мне повезло с командой. Ко мне присоединились прекрасные люди и что немаловажно – профессионалы, с различным функциональным и отраслевым опытом из украинских и международных компаний. PR, маркетинг, финансы, проектный менеджмент – у нас были все необходимые компетенции для работы, а Идея «драйвила» и зажигала нас.
В первую очередь мы определили принципы. Именно они легли в основу модели нашей работы и до теперь являются универсальным фильтром для принятия решений:
Прозрачность. Мы понимали, что доверие – основной актив, который нам следует строить и оберегать. Мы отказались от наличных пожертвований, которые было сложно контролировать, подписали договор с международным фондом и принимали средства на выделенный расчётный счёт, мы завели отчётность и отчитывались по каждой привлеченной и потраченной гривне.
Простота и удобство. Мы понимали, что донаторам должно быть просто и удобно помогать. Если в обычном бизнесе сложный путь к «продукту» – это риск потерять «клиента» по дороге, то в благотворительной сфере – это риск в квадрате. Нам важно было участие каждого, ценна каждая гривня, и потому – мы реализовали электронный прием платежей – поддержать нас можно было нажатием одной кнопки, прямо с телефона, не выходя из дома или офиса.
Системность. Помощь пожилым одиноким людям, прямо скажу, тема сложная и очень деликатная. Мы понимали все риски, кроме того, в наших планах было расти. И мы сделали ставку на системность. Мы определили чёткие критерии, кому помогаем а кому НЕТ, как помогаем, а как НЕТ. Чёткий фокус позволил нам изо дня в день совершенствовать нашу деятельность. В результате мы получили достаточно системный процесс оказания помощи – все от закупки продуктов в пакеты помощи до их передачи точно в руки в нашем управлении. Мы работаем только официально, об этом знают и это ценят и наши поставщики, и районные центры социальной защиты, с которыми мы сотрудничаем. С одной стороны, это непросто – законодательство не очень способствует официальной работе благотворителей и накладывает на них множество дополнительных обязательств. С другой стороны, мы спокойны и честны перед собой и теми, кто нас хотя бы один раз поддержал.
Амбициозная Идея, сильная Команда, четкий фокус и неоспоримые принципы – вот наша формула успешного запуска и роста проекта. Ну и работа, много работы… ежедневно.

Дилеммы роста
Мы выросли. Выросли настолько, что благотворительный фонд, с которым мы ранее сотрудничали, попросил нас «на выход». Какое-то время они закрывали для нас все вопросы бэк-офиса: выделенный расчётный счёт, бухгалтерия и отчётность, документооборот с поставщиками, размещение на сайте, и мы стали забирать на себя достаточно много их административного ресурса – их можно было понять.
В 2017 году создали собственный благотворительный фонд и перешли на новый этап развития – из волонтерской инициативы мы превратились в юридическую организацию. С одной стороны, это стимулировало нас двигаться еще быстрее, с другой – наложило на нас дополнительные обязательства в виде административных расходов: теперь нам надо было оплачивать юридический адрес, бухгалтера, налоги и делать другие обязательные платежи.
Здесь нас поджидала первая дилемма. Будучи волонтерской инициативой, мы взяли за правило 100% полученных пожертвований превращать в конкретную помощь. Любой, кто перечислял нам средства, был уверен в том, что они в полной мере дойдут до целевого получателя. Мы как команда проекта с первого дня отказались от зарплат и других материальных вознаграждений в проекте, а все бэк-расходы брал на себя фонд, который нас какое-то время дружелюбно «размещал», потому соблюдать это правило было достаточно просто.
Создав собственный благотворительный фонд, встал вопрос: как и за чей счёт покрывать ежемесячные неизбежные платежи. Классическая модель работы благотворительных фондов предполагает отчисление 20% на административные расходы. Мы пошли другим путём – и создали отдельный расчётный счёт – счёт администрирования и развития проекта. Это позволило нам и дальше придерживаться выбранного правила: 100% пожертвований на основной счет идут непосредственно на помощь одиноким пожилым людям. А те, кто хочет поддержать нас как организацию, кто хочет стать причастным к существованию и развитию проекта как «рычага» помощи, могут сделать это по выделенной ссылке – http://starenki.com.ua/help/
За 2017 год мы выросли вдвое по сумме операций, и в 2018 год вошли с новой дилеммой. Команда проекта всё также работала на волонтерских началах, в свободное от основной работы время, но проект рос и с каждым днем требовал все больше времени и внимания, и часто густо все получалось наоборот – основная работа делалась в свободное от Starenki время. Отказаться от основной работы и переключиться полностью на Starenki на волонтерских началах было невозможно, отказаться от Starenki – ещё невозможнее. Одним из решений – вполне нормальным для большинства организаций – было бы введение заработных плат для команды проекта. Мы серьёзно его рассматривали, оценивали все за и против, честно говорили о том, что нас мотивирует и что заставляет заниматься этим изо дня в день. И поняли, что заработные платы превратят любимое дело в низкооплачиваемую работу, и так мы рискуем потерять мотивацию. Это был крутой инсайт для меня – в некоторых случаях отсутствие зарплаты у команды (и отсутствие формальных обязанностей за зарплату) может мотивировать их лучше чем её наличие и любые KPI. Конечно, при условии существования других мотивирующих факторов, на уровне Идеи и смыслов.
Мы нашли решение:
руководство всеми процессами осталось за со-основателями благотворительного фонда – это почти все те же люди, с которыми мы запускали этот «стартап», и они все также делают это на волонтёрских началах, в самый трудоёмкий операционный процесс, требующий ежедневного участия, мы взяли на работу постоянного координатора, и оплачиваем его труд, многие текущие точечные и проектные задачи в Starenki выполняют ребята, которые присоединились к проекту чуть позднее, они также реализуют их на волонтёрских началах.
Так что у нас сейчас немалая команда – 15 человек (не считая волонтёров «в полях»), почти все работают удалённо, многие – по запросу или по мере возможности. Очень современно и гибко получилось.
За 2018 год, работая уже в новой организационной модели, мы еще раз удвоили результат, вышли в Днепр и достигли поставленной цели – в 1,000,000 гривень. Это хорошая сумма, учитывая тот факт, что основной источник поступлений – краудфандинг со средним чеком в 300-400 гривень.

Новые вызовы
Мы разрабатываем и уже частично реализуем «гибридную» модель – в которой социальная деятельность будет превалировать над чистой благотворительностью. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы в нашем благотворительном фонде не было необходимости в принципе (ввиду того, что проблемы не существует как таковой или она решается быстро на другом уровне – государственном, локальном, индивидуальном). И мы ищем новый рычаг, который позволит нам иметь больший эффект, в десятки, сотни раз больший эффект.
Помимо основной благотворительной деятельности, сейчас мы много говорим об «осознанном взрослении» – чтобы каждый молодой человек понимал, что его старость зависит в первую очередь от него уже сейчас. Самое время задуматься и взять свою жизнь под контроль.
Мы также распространяем идею «добрососедства» – ведь, давайте честно, такие же одинокие пожилые люди, к которым наши волонтёры едут через весь город есть в каждом районе, дворе? Так почему же не помочь тем, кто рядом просто, по-соседски?
В этом году мы начали больше практиковать корпоративные социальные ивенты. Помогать другим – хороший корпоративный тренд, который движется к нам с Запада, и все компании, с которыми мы успели поработать – это «продвинутые» компании, которые нашли нас самостоятельно.
Как, впрочем, и большинство других возможностей, которые нашли Starenki сами. Похоже, в проектах с идеей «больше чем просто деньги» зашит какой-то особый магнит.
