За гранью возможного: уроки Илона Маска

Урок №2 – о работе с персоналом, антикризисном алгоритме и цене ошибок

Илон Маск внедряет инновации не только на рынке высоких технологий, но и в то, как бизнес мыслит и действует, о чем мечтает команда. Свою миллиардную империю он создает методом проб и ошибок. Его опыт может послужить самым амбициозным бизнес-лидерам. Рассмотрим его подходы к работе с персоналом, методики преодоления кризисов и финансовую политику.

Ненормированный рабочий график

HR-подход Маска весьма экстравагантен: он ориентируется прежде всего на поиск людей, которые интересуются работой в Tesla или SpaceX не из-за высокой зарплаты или строчки в резюме, а из-за желания менять мир. Работа в компаниях Маска не отличается нормированным рабочим днем: сам Илон может работать 18, 20 или даже 22 часа в сутки, чего ожидает и от своих подчиненных. И самое удивительное – то, что сотрудники компаний легко соглашаются на сверхурочную работу. То, что не могло бы быть возможным в обычном бизнесе, легко осуществимо в компаниях Маска.

Кризис может быть трамплином

Кейс SpaceX. В начале марта 2016 года при выводе на орбиту спутника SES-9 SpaceX не удалось посадить ракету-носитель на платформу. Она не сохранилась для следующего запуска. До этого  компании удавалось вернуть ракету на платформу лишь один раз из четырех. Это существенно сказалось на стоимости следующих запусков. Кроме того, в июне 2015 года ракета Falcon 9 взорвалась в воздухе. В сентябре 2016-го – ракета взорвалась вместе со спутником стоимостью в $200 млн. Всех этих ошибок можно было бы избежать благодаря более точным расчетам и более тщательному контролю качества. Компания нашла силы разобраться в собственных неудачах и в 2017 году совершила уже 10 удачных пусков и посадок.

Кейс Tesla. В 2007 году компания Tesla была на пороге серийного производства своего первого электрокара Tesla Roadster. По предварительным расчетам, издержки на разработку электрокара оценили в $68 000, продавать его собирались по $85 000. Tesla могла хорошо сэкономить на заработной плате за счет того, что нанимала вчерашних выпускников Стэнфорда, но компания непомерно много тратила на материалы и оборудование. Несмотря на то что это был не обычный стартап, где неразбериха в расчетах – дело привычное, подходы к производству автомобилей были выбраны именно стартаповские: не был налажен четкий учет расходных материалов, расчет стоимости авто был приблизительным (это знали практически все и тем не менее ориентировались на эти цифры). В результате после итогового аудита проекта оказалось, что стоимость одного автомобиля равна $170 000 – вдвое больше суммы, которую компания собиралась получить от продажи автомобиля.

Уроки Илона Маска

Цели за горизонтом. Большие цели дают возможность для манипуляций, свободы выбора и непредсказуемости. Ваши действия не смогут предугадать. И в то время как конкуренты боятся потерять имеющиеся позиции, вы просто будете идти к цели. С другой стороны, из-за своего упрямства и нежелания выходить за пределы собственного мира, Маск потерял управление над PayPall. Предполагаю, что, если бы он сумел договориться с Питером Тиллем и найти консенсус в вопросе управления стартапом, сегодня Маск был бы одним из руководителей и этой компании.

Знать, но проверять. Большая цель – это хорошо, но без математических просчетов и четкого финансового анализа деятельности управление компанией становится чем-то вроде поиска черной кошки в темной комнате. В 2007 году производство первого электрокара Tesla Roadster могло погубить всю компанию. Проблема заключалась в неправильном ведении учета издержек на производство, в результате чего себестоимость авто в два раза превышала заявленную покупателям стоимость. Просчеты выявили случайно. Это спасло ситуацию, но ценой повышения рыночной стоимости Roadster. Ошибка стоила потерянного времени, недовольства первых клиентов, недоверия инвесторов. Ее можно было избежать, изначально серьезно подойдя к вопросу бюджетирования проекта. 

Делиться – не значит терять. В 2014 году Tesla Motors открыла свои патенты всем желающим. Маск поставил цель заменить все авто на земле электрокарами. Команда Tesla понимает, что они не в состоянии насытить рынок таким количеством продукции, да и антимонопольное законодательство США не позволит сконцентрировать в одних руках такую долю рынка. Поэтому теперь технологии компании – в общем доступе. Но, как мы понимаем, их преимущества перед конкурентами неоспоримы – Tesla вырвалась далеко вперед в этой гонке.

Маск смог стать собой именно в Кремниевой долине – благодаря существующей инфраструктуре, насыщенной интеллектуальной среде, экономическим традициям США. Однако один из самых главных уроков применим и в Украине – когда кажется, что «все пропало», нужно стиснуть зубы, применить чуть больше фантазии и не бояться экспериментов.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS