По всему миру сейчас школьники и студенты готовятся к экзаменам. И если старшее поколение все еще удивляется новым технологиям, современная молодежь уже тесно связана с ними. Это – привычный мир, где они легко ориентируются. Например, их нисколько не удивляют ни функции голосового управления, ни самозаправляющиеся автомобили, ни повсеместная доступность информации. Чтобы что-то узнать, достаточно кликнуть или провести пальцем по экрану. Новое поколение использует технологии во всем и повсюду, а значит, им потребуется тот же уровень инноваций и персонализации в учебных заведениях и на их будущих рабочих местах.
Каждый день компании испытывают на прочность технологические изменения и инновации. Однако это не сравнится с теми испытаниями, с которыми еще предстоит столкнуться системе образования, когда она будет адаптироваться к требованиям будущего, когда будет строить школу будущего. Как учителя, школы и университеты смогут подготовить наших детей к тем профессиям, которых еще нет? Как они смогут помочь будущим поколениям перейти от изучения и хранения информации к ее обработке, переработке и применению? Как смогут внедрять новые технологии в классах, развивая при этом в учениках как soft, так и hard skills? В колонке для Mind ответы на эти и другие вопросы искала Анна Монрад, старший вице-президент и генеральный менеджер Dell EMC в регионе Северо-Восточной Европы.
Исследуем будущее. В недавнем исследовании «Взгляд в будущее – в 2030 год», проведенном по заказу Dell Technologies, 3800 бизнес-лидеров со всего мира поделились своими взглядами на то, как они готовятся к будущему, сотрудничая с «умными» машинами и технологиями. Более 42% предпринимателей предположили, что смогут получать больше удовольствия от работы, если передадут рутинные задачи машинам. Более того, 82% бизнес-лидеров ожидают, что люди и машины будут работать как единые команды уже в ближайшие пять лет.
Готовимся к новым профессиям. А самое интересное то, что почти 60% опрошенных утверждают, что необходимо изменить систему образования. По их мнению, школы должны учить детей, как учиться и как перерабатывать информацию на лету, а не «вбивать» им в головы факты и массивы данных. Это по-настоящему важно, если мы действительно хотим помочь студентам подготовиться к тем специальностям, которых еще нет.
Да, именно – 85% рабочих мест, которые, вероятно, будут востребованы в 2030 году, еще даже не изобретены.
Об этом говорили участники вышеупомянутого исследования. Можно делать поправку на цифру, на проценты, но тенденция такова – наши дети будут жить в новом мире и будут заняты в новых профессиях.
Время менять мышление. В недавней статье в Harvard Business Review писалось, что следующее поколение должно будет работать в командах чаще, чем сегодня, и чаще обмениваться опытом и решениями между командами. Чтобы достичь этого, людям будущего потребуется мощный набор soft skills, таких как творчество, адаптивность, коммуникативные навыки. На вес золота будет цениться открытое, всеобъемлющее и культурно осознанное мышление, поскольку границы между компаниями и национальностями размываются, а популярность краудсорсинга растет.
Технологии будущего не только дадут новому поколению невероятные возможности, но и расширят границы этики, поставив это новое поколение перед непростым вопросом: как далеко могут заходить как технологии, так и сами люди, освоившие эти технологии? Следовательно, важным навыком будет сильный этический фундамент в паре с высокой технологической грамотностью.
Расширяем спектр точных наук. Для того чтобы дать студентам достаточный набор hard skills и помочь им адаптироваться к высокотехнологическому миру, школы должны с первых классов обучать их широкому спектру компьютерных наук. Крайне важно обеспечить хотя бы базовое технологическое понимание. Но, безусловно, еще лучше помочь студентам влюбиться в технологии, познакомив их с разными точными науками – от робототехники до вычислительной математики, статистики и логики.
Безусловно, новое поколение ждет яркое будущее. Все больше образовательных учреждений уже используют те новые технологии, которые доступны сейчас. Они дают студентам ясное представление о том, что их ждет в будущем.
Мы можем добиться еще большего, внедряя в школы будущего технологии искусственного интеллекта (AI), виртуальной реальности (VR) и расширенной реальности (AR).
Внедряем технологии будущего. С мобильной VR у студентов будет весь мир под рукой. Например, VR-урок истории сможет переносить студентов в любую точку мира и предлагать им увлекательный исторический экскурс в их аудитории. Это улучшит доступ к знаниям, позволив детям из всех социальных слоев получать образование высокого качества. Студенты-медики смогут использовать VR-технологии и видеоролики реальных операций, чтобы подробно изучить хирургию на практике. Будущие архитекторы и дизайнеры получат мгновенный виртуальный обзор своих проектов. А технологии AR оживят статические изображения в книгах, придав им дополнительное измерение.
Если сегодняшняя школа продолжит использовать современные технологии и уделит особое внимание обучению командным soft skills в сочетании с правильным набором цифровых hard skills, ученики и студенты получат необходимый фундамент для любой профессии, даже если эта профессия еще не существует.