Страшнее войн: WEF назвал главные риски 2024 года
Mind Explains

Страшнее войн: WEF назвал главные риски 2024 года

Вооруженные конфликты оказались лишь на пятом месте в списке самых страшных угроз человечеству

Цей текст також доступний українською
Страшнее войн: WEF назвал главные риски 2024 года

Организаторы Всемирного экономического форума (ВЭФ), который пройдет в швейцарском Давосе с 15 по 19 января, составили традиционный «Отчет о глобальных рисках». Он основан на опросе 1490 бизнесменов, политиков, ученых, общественных деятелей и 200 профильных аналитиков.

Примечательно, что год назад в аналогичном отчете о глобальных рисках наибольшие страхи у людей Давоса вызывала замедляющаяся экономика. В нынешней ситуации все беспокойства по поводу «экономических опасностей» – отсутствия возможностей заработка, инфляции, вынужденной миграции, падения ВВП и загрязнения окружающей среды – отошли на второй план. Пандемию, вселявшую ужас в 2020 году, похоже, перестали вспоминать вовсе – инфекционные болезни не попали даже в двадцатку крупнейших угроз.

Самыми серьезными рисками на 2024-2025 годы опрошенные политики и эксперты назвали:

  1. Дезинформацию, в том числе сгенерированную искусственным интеллектом (ИИ).
  2. Экстремальные погодные явления.
  3. Социальную поляризацию.
  4. Кибератаки.
  5. Межгосударственные вооруженные конфликты.

Mind предлагает узнать, почему эти пять глобальных угроз признаны наиболее значимыми.

Страшнее войн: WEF назвал главные риски 2024 года

Почему риском №1 стала дезинформация?

В 2024 году от 70 до 80 стран, вмещающих половину мирового населения и генерирующих 60% ВВП, проведут президентские, парламентские или всеобщие выборы. Голосования пройдут в крупнейших демократиях США и Индии, в авторитарно-управляемых россии и Иране, а также в политически взрывоопасных Пакистане и Венесуэле. Все эти государства станут уязвимыми ко вбросам ложной информации, которую в хорошем качестве и огромных количествах научился генерировать ИИ.

«Дезинформация и доступность инструментов ее распространения, способны подорвать легитимность вновь избранных правительств. Последующие беспорядки могут варьироваться от насильственных протестов и преступлений на почве ненависти до гражданской конфронтации и терроризма», – говорится в докладе ВЭФ.

Эксперты опасаются, что шквалы фейков снизят доверие к СМИ и правительствам как источникам информации. Это углубит расхождение во мнениях, и спровоцирует гражданские беспорядки и столкновения. Не исключено, что в самых худших случаях сомнения в честности выборов и связанные с этим конфликты приведут к краху государств.

Борьба с фейками также тревожит людей Давоса. Опрошенные ВЭФ эксперты предположили, что она усилит цензуру, внутреннюю пропаганду и правительственный контроль над свободным распространением информации.

Почему экстремальная погода – это глобальная угроза №2?

Среднегодовая температура 2023 года на 1,48°C превысила доиндустриальный уровень. Прошлый год выдался самым жарким за всю историю наблюдений с засухами, катастрофическими наводнениями и лесными пожарами. С оглядкой на это аналитики поставили экстремальные климатические явления на второе место в списке крупнейших угроз человечеству.

Две трети (66%) респондентов ВЭФ высказали мнение, что в ближайшие год-два погодные изменения, скорее всего, создадут материальный кризис глобального масштаба.

На Земле становится жарче не только из-за глобального потепления, вызванного человеком, но также из-за Эль-Ниньо – феномена нагревания поверхностного слоя воды в Тихом океане. Экстремальные температуры увеличивают спрос на кондиционирование воздуха, что перегружает энергетические системы и приводит к отключениям электричества. Они также несут серьезную угрозу здоровью людей, повышая вероятность тепловых ударов, инфарктов и инсультов.

Чем так опасна социальная поляризация?

Общества поляризованные, то есть разделенные на группы с противоположными взглядами или идеями, более склонны впитывать информацию (правдивую или ложную), подтверждающую их убеждения. Недоверие к правительству и СМИ побуждает людей узнавать о событиях из «однобоких» и зачастую манипулятивных групп в соцсетях. Это усиливает поляризацию до токсичного уровня, когда группы людей ненавидят друг друга и теряют уважение к противоположным мнениям и контраргументам.

Эта проблема уже давно отчетливо проявилась в Украине, а в ближайшее время она может расшатать изнутри США – страну с сильнейшей экономикой и армией. Британский журнал Time в собственном рейтинге «10 глобальных рисков 2024 года», поставил на первое место угрозу начала войны Соединенных Штатов против самих себя. Президентские выборы в США, по прогнозу Time, усугубят политический раскол американского общества и спровоцируют внутренний конфликт, который оттянет внимание мировых СМИ от Украины и сектора Газа, и подорвет авторитет Вашингтона на международной арене.

Что ужасного ожидают от кибератак?

Индустрия киберпреступлений разрослась как на дрожжах и портит жизнь всем слоям населения. Мошеннические колл-центры выуживают миллионы долларов из карманов наивных пенсионеров, а серьезные хакеры то и дело парализуют критическую инфраструктуру, похищают и удаляют данные, заражают компьютерные системы вредоносными программами.

По прогнозу Cybersecurity Ventures, ущерб мировой экономике от кибератак в следующем году достигнет $10,5 трлн. Это почти вдвое больше государственного бюджета США.

Опрошенные ВЭФ эксперты ожидают, что в банды цифровых преступников вскоре вступят ИИ-системы, способные действовать автономно. Они окажут непредсказуемое трансформирующее воздействие на компьютерные сети и подключенную инфраструктуру. Особо тревожит тот факт, что ИИ-программы для цифровых атак вместе с автономными системами вооружений разрабатывают на государственном уровне Китай, Северная Корея, Иран, Израиль, Турция, ОАЭ, Индия и россия. Все эти страны отвергают предложения о международном регулировании ИИ-систем.

Чего ждать от военных конфликтов?

В отчете ВЭФ названы три «ключевые горячие точки», в которых возможна эскалация с существенными последствиями для геополитического порядка и мировой экономики. Это Украина, Израиль и Тайвань. Конфликты также могут обостриться на Балканах, в Ливии, Сирии, пакистанском Кашмире, Гайане, в области Курдистан и на Корейском полуострове. Вдобавок, эксперты допускают возникновение новых войн в 20 странах, включая Египет, Ирак, Казахстан, Сербию, Армению, Грузию, Киргизстан и Японию.

Аналитики ожидают, что в российско-украинском конфликте в ближайшие два года интенсивные фазы боевых действий будут чередоваться с периодами «заморозки». В случае эскалации до применения ядерного оружия не дойдет, но конфликт способен расшириться на соседние страны.

Война Израиля с палестинцами, согласно опросу ВЭФ, масштабируется за счет включения в нее более сильных игроков, в том числе стран Запада и Ирана. Расползаясь по Ближнему Востоку, этот конфликт будет способен порождать «землетрясения» на глобальных рынках энергоресурсов и нарушать международные цепочки поставок.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно