Деньги, которые государство тратит на оборону, во всем мире являются если не тайной, то как минимум закрытой информацией. Тем более в воюющей стране – такой, как, например, Украина. Тем не менее, кое-какие цифры все таки попадают в открытый доступ и позволяют сделать некоторые выводы. В частности, широкую огласку получила информация о том, что Украина направляет на нужды собственной оборонной отрасли 6% своего ВВП – это больше, чем любая из стран Северного Альянса, в ряды которого Украина стремится в течение многих лет. На фоне недовольства, высказанного президентом США Дональдом Трампом во время саммита НАТО, по поводу скупости стран-партнеров Альянса, когда речь заходит об обязательных взносах, существенные бюджетные вливания в украинскую «оборонку» выглядят более чем впечатляющими. Но как и куда идут деньги отечественных налогоплательщиков, и действительно ли Украине необходима финансовая помощь Запада? Подробнее об этом Mind рассказал Михаил Жирохов, военный эксперт, историк, автор книг и статей по истории локальных конфликтов ХХ века.
Оборонка – в цифрах. Итак, оборонные расходы у нас регулируются Стратегией национальной безопасности и Концепцией развития сектора безопасности и обороны Украины, и должны составлять не меньше 5% от валового внутреннего продукта. При этом аналогичный рекомендованный показатель для стран НАТО составляет 2%. Однако особенность украинского варианта в том, что военный бюджет не всегда может выполняться – так, было, например, в 2015 и 2016 годах.
И второй момент – в наших реалиях уровень оборонных расходов всегда будет недостаточным. Поскольку все годы независимости (исключая очень короткий период президентства Виктора Ющенко) большая часть оборонных расходов шла на обеспечение личного состава, а техническая «часть», как-то модернизация и перевооружение, финансировалась по остаточному принципу.
На 2018 год Верховной Радой Украины на оборонные расходы запланированы расходы на уровне 5% от ВВП – это примерно 156 млрд грн.
Из этой суммы Министерство обороны получит около 60% – 86 млрд грн (+19 млрд по сравнению с 2017 годом, и +70 млрд грн – в сравнении с 2014-м). Окончательная разбивка по направлениям доподлинно неизвестна. В этом случае можно ориентироваться только на предварительный вариант, представленный в сентябре 2017 года, который был меньше на 3 млрд грн, однако в полной мере отражает статьи, куда будут потрачены деньги.
Итак, распределение было следующее:
– 60 млрд грн (или 72%) – на обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины и подготовку войск;
– 16,36 млрд грн (или 19,7%) – на закупку и модернизацию военной техники. По факту именно это направление было усилено и фактически составляет 21-22 %;
– 826 млн грн – на строительство жилья для военных (эти расходы МО рассматривает как основное преимущество для завлечения контрактников);
– 2,38 млрд грн – на медицинское лечение, реабилитацию и санаторное обеспечение личного состава ВСУ, ветеранов военной службы и членов их семей;
– 2,85 млрд грн – на подготовку военных специалистов в высших учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку военных специалистов и государственных служащих, начальную военную подготовку и патриотическое воспитание молодежи.
Остальное финансирование распределили так:
Налицо типичный пример бюджета «проедания» – ведь за последние годы численность вооруженных формирований выросла до рекордных за время независимости страны 280 000 человек. Идет война на Донбассе, и каждый день – это внушительные расходы по закупке топлива, денежному содержанию и т.д. Огромные деньги также уходят на поддержку ветеранов войны – шутка ли, шесть волн мобилизации, примерно год активных боевых действий, который принес просто колоссальное количество раненых. Это все последствия вторжения – и прямые потери бюджета.
Много это или мало. Для того чтобы понимать, насколько наш оборонный бюджет отличается от любого другого, стоит сравнить его с другими. Вряд ли есть смысл сравнивать с такими мастодонтами, как США, Китай или Россия, вполне адекватным стоит признать сравнение с военными бюджетами соседей – например, Польши и Литвы.
Итак, украинский оборонный бюджет в эквиваленте будет составлять примерно 5,2 млрд евро.
При этом польский бюджет 2018 году составляет 41,4 млрд злотых (почти 10 млрд евро), хотя польская пресса и подчеркивает, что это рекордный по объему бюджет за последние несколько лет. По словам директора бюджетного департамента Министерства национальной обороны Польши генерал-лейтенанта Славомира Пончека, значительная часть фондов, которые остаются в распоряжении министра обороны (около 27%), составляют имущественные расходы.
Большая часть бюджета (почти 32 млрд злотых, или 78%) предназначена для обеспечения внешней безопасности и неприкосновенности границ. Почти 3 млрд злотых (или 7%) планируется выделить, в частности, на закупку военной формы, топлива и медицинского оборудования. Более 7 млрд злотых, то есть 18,3%, предназначены на текущие расходы и образование.
Одним из лидеров среди стран НАТО по увеличению расходов на оборону является небольшая Литва. За период с 2014 по 2017 год расходы страны по этой категории выросли в два раза, причем большая часть была направлена на инвестиции в модернизацию вооруженных сил (по этому показателю страна – лидер в рамках НАТО).
В 2018 году оборонный бюджет страны составляет 2,06% ВВП (873 млн евро). При этом распределение происходит по стандартам НАТО: не более 50% – на личный состав (бюджет «проедания») и не менее 20% (бюджет «развития») – на закупку оружия и военной техники.
Подводя итог. Можно говорить о том, что наш оборонный бюджет на данный момент не является сбалансированным – большая его часть уходит на обеспечение жизнедеятельности вооруженных сил. И для этого есть объективные причины – война на Донбассе, оккупация Крыма.
И еще. Нынешние темпы развития экономики хотя и показывают некоторый рост, однако большее финансирование для оборонной сферы «подтянуть» через бюджет достаточно сложно. Тем более что на носу – выборы, и на урезание социальных статей народные депутаты не пошли бы точно.
Тем не менее, даже при таком бюджете «проедания» происходит постепенная модернизация вооружений армии – не настолько быстрая, как нам хотелось бы, но процесс идет. Стоит вспомнить новые бронетранспортеры, модернизированные самолеты и вертолеты, бронекатера и многое другое.
С разрешением конфликта на Донбассе можно ожидать, что финансирование пойдет по стандартам НАТО – с упором на закупку нового вооружения. Об этом свидетельствуют, например, заявления высших военных чинов, которые уже анонсировали закупки как нового ракетного вооружения для ВСУ, так и танков, бронетранспортеров и многого другого. При этом основной упор делается на местного производителя, то есть бюджетные деньги «на войну» будут работать на экономику страны.