Военный бюджет Украины: правда и мифы
На что именно сейчас направлена большая часть оборонных расходов нашего государства

Деньги, которые государство тратит на оборону, во всем мире являются если не тайной, то как минимум закрытой информацией. Тем более в воюющей стране – такой, как, например, Украина. Тем не менее, кое-какие цифры все таки попадают в открытый доступ и позволяют сделать некоторые выводы. В частности, широкую огласку получила информация о том, что Украина направляет на нужды собственной оборонной отрасли 6% своего ВВП – это больше, чем любая из стран Северного Альянса, в ряды которого Украина стремится в течение многих лет. На фоне недовольства, высказанного президентом США Дональдом Трампом во время саммита НАТО, по поводу скупости стран-партнеров Альянса, когда речь заходит об обязательных взносах, существенные бюджетные вливания в украинскую «оборонку» выглядят более чем впечатляющими. Но как и куда идут деньги отечественных налогоплательщиков, и действительно ли Украине необходима финансовая помощь Запада? Подробнее об этом Mind рассказал Михаил Жирохов, военный эксперт, историк, автор книг и статей по истории локальных конфликтов ХХ века.
Оборонка – в цифрах. Итак, оборонные расходы у нас регулируются Стратегией национальной безопасности и Концепцией развития сектора безопасности и обороны Украины, и должны составлять не меньше 5% от валового внутреннего продукта. При этом аналогичный рекомендованный показатель для стран НАТО составляет 2%. Однако особенность украинского варианта в том, что военный бюджет не всегда может выполняться – так, было, например, в 2015 и 2016 годах.
И второй момент – в наших реалиях уровень оборонных расходов всегда будет недостаточным. Поскольку все годы независимости (исключая очень короткий период президентства Виктора Ющенко) большая часть оборонных расходов шла на обеспечение личного состава, а техническая «часть», как-то модернизация и перевооружение, финансировалась по остаточному принципу.
На 2018 год Верховной Радой Украины на оборонные расходы запланированы расходы на уровне 5% от ВВП – это примерно 156 млрд грн.
Из этой суммы Министерство обороны получит около 60% – 86 млрд грн (+19 млрд по сравнению с 2017 годом, и +70 млрд грн – в сравнении с 2014-м). Окончательная разбивка по направлениям доподлинно неизвестна. В этом случае можно ориентироваться только на предварительный вариант, представленный в сентябре 2017 года, который был меньше на 3 млрд грн, однако в полной мере отражает статьи, куда будут потрачены деньги.
Итак, распределение было следующее:
– 60 млрд грн (или 72%) – на обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины и подготовку войск;
– 16,36 млрд грн (или 19,7%) – на закупку и модернизацию военной техники. По факту именно это направление было усилено и фактически составляет 21-22 %;
– 826 млн грн – на строительство жилья для военных (эти расходы МО рассматривает как основное преимущество для завлечения контрактников);
– 2,38 млрд грн – на медицинское лечение, реабилитацию и санаторное обеспечение личного состава ВСУ, ветеранов военной службы и членов их семей;
– 2,85 млрд грн – на подготовку военных специалистов в высших учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку военных специалистов и государственных служащих, начальную военную подготовку и патриотическое воспитание молодежи.
Остальное финансирование распределили так:
- почти 73 млрд грн получило МВД Украины;
- 9 млрд грн – Администрация Государственной пограничной службы;
- остальное разделили между Администрацией госслужбы спецсвязи и защиты информации Украины, а также специальными бюджетными программами типа «Выполнение государственных целевых программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, разработка, освоение и внедрение новых технологий, наращивание имеющихся производственных мощностей на предприятиях космической отрасли для изготовления продукции оборонного назначения» или покупки жилья для военных за бюджетные средства.
Налицо типичный пример бюджета «проедания» – ведь за последние годы численность вооруженных формирований выросла до рекордных за время независимости страны 280 000 человек. Идет война на Донбассе, и каждый день – это внушительные расходы по закупке топлива, денежному содержанию и т.д. Огромные деньги также уходят на поддержку ветеранов войны – шутка ли, шесть волн мобилизации, примерно год активных боевых действий, который принес просто колоссальное количество раненых. Это все последствия вторжения – и прямые потери бюджета.
Много это или мало. Для того чтобы понимать, насколько наш оборонный бюджет отличается от любого другого, стоит сравнить его с другими. Вряд ли есть смысл сравнивать с такими мастодонтами, как США, Китай или Россия, вполне адекватным стоит признать сравнение с военными бюджетами соседей – например, Польши и Литвы.
Итак, украинский оборонный бюджет в эквиваленте будет составлять примерно 5,2 млрд евро.
При этом польский бюджет 2018 году составляет 41,4 млрд злотых (почти 10 млрд евро), хотя польская пресса и подчеркивает, что это рекордный по объему бюджет за последние несколько лет. По словам директора бюджетного департамента Министерства национальной обороны Польши генерал-лейтенанта Славомира Пончека, значительная часть фондов, которые остаются в распоряжении министра обороны (около 27%), составляют имущественные расходы.
Большая часть бюджета (почти 32 млрд злотых, или 78%) предназначена для обеспечения внешней безопасности и неприкосновенности границ. Почти 3 млрд злотых (или 7%) планируется выделить, в частности, на закупку военной формы, топлива и медицинского оборудования. Более 7 млрд злотых, то есть 18,3%, предназначены на текущие расходы и образование.
Одним из лидеров среди стран НАТО по увеличению расходов на оборону является небольшая Литва. За период с 2014 по 2017 год расходы страны по этой категории выросли в два раза, причем большая часть была направлена на инвестиции в модернизацию вооруженных сил (по этому показателю страна – лидер в рамках НАТО).
В 2018 году оборонный бюджет страны составляет 2,06% ВВП (873 млн евро). При этом распределение происходит по стандартам НАТО: не более 50% – на личный состав (бюджет «проедания») и не менее 20% (бюджет «развития») – на закупку оружия и военной техники.
Подводя итог. Можно говорить о том, что наш оборонный бюджет на данный момент не является сбалансированным – большая его часть уходит на обеспечение жизнедеятельности вооруженных сил. И для этого есть объективные причины – война на Донбассе, оккупация Крыма.
И еще. Нынешние темпы развития экономики хотя и показывают некоторый рост, однако большее финансирование для оборонной сферы «подтянуть» через бюджет достаточно сложно. Тем более что на носу – выборы, и на урезание социальных статей народные депутаты не пошли бы точно.
Тем не менее, даже при таком бюджете «проедания» происходит постепенная модернизация вооружений армии – не настолько быстрая, как нам хотелось бы, но процесс идет. Стоит вспомнить новые бронетранспортеры, модернизированные самолеты и вертолеты, бронекатера и многое другое.
С разрешением конфликта на Донбассе можно ожидать, что финансирование пойдет по стандартам НАТО – с упором на закупку нового вооружения. Об этом свидетельствуют, например, заявления высших военных чинов, которые уже анонсировали закупки как нового ракетного вооружения для ВСУ, так и танков, бронетранспортеров и многого другого. При этом основной упор делается на местного производителя, то есть бюджетные деньги «на войну» будут работать на экономику страны.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.