Чуть больше чем за год курс биткоина смог достигнуть отметки в $19 000, а потом упасть до $3 200. Многие владельцы криптовалют не хеджировали свои риски. Это привело к значительным финансовым потерям. Все чаще стали появляться новости о закрытии, разорении очередного майнинг-центра, биржи или ICO-проекта.
Финансовые трудности, вызванные падением курса криптовалют, – не единственная проблема, с которой могут столкнуться криптопроекты. Особенно те, кто привлекал финансирование посредством проведения ICO. Новой и достаточно серьезной угрозой для компаний, выпустивших свои токены на рынок, могут стать иски недовольных инвесторов. Юрист блокчейн-практики ЮК Juscutum Никита Новиков и младший юрист блокчейн-практики ЮК Juscutum Александр Синица специально для Mind описали, что может стать поводом для подачи иска.
Проекты в зоне риска. На пике популярности ICO многие покупатели токенов, которыми двигало желание заработать легкие деньги и страх пропустить свою возможность во время всеобщего обогащения, – инвестировали почти в любые проекты, не особо вникая в их суть (фаундеров, команду, планируемый к выпуску продукт и т. д.).
К концу 2017 – началу 2018 при растущем рынке у таких инвесторов проблем не возникало: большинство токенов, даже выпущенными проектами, которые не вызывали особенного доверия, – росли в цене и давали хорошую прибыль. Но уже к середине 2018 года у инвесторов начали накапливаться вопросы к своим проектам. Самые популярные криптовалюты – ethereum и bitcoin – утратили около 55% и 85% своей стоимости за год. А некоторые ICO-токены сейчас буквально не стоят ни цента.
Потеряв свои средства, инвесторы стали искать способы их возвращения. Если во время покупки токенов они готовы были закрыть глаза на многое, ожидая сверхприбылей, то сейчас любое нарушение или неосторожное действие ICO-проекта может стать поводом для судебного иска.
Аргументы для подачи иска. Очень часто инвесторам и их юристам даже не нужно долго думать и выискивать основания для искового заявления. Многие ICO и их фаундеры сами прекрасно справляются с тем, чтобы дискредитировать себя. Известны примеры, когда, собрав многомилионные инвестиции, команда проекта вместо того, чтобы засесть за разработку своего уникального продукта, начинала сливать свой бюджет, арендуя самые дорогие офисы в центре города и летая бизнес-классом в криптокруизы. Такие «нецелевые» растраты могут не только подорвать смету проекта, но и стать причинной для коллективного иска недовольных инвесторов.
Хотя чаще главным оружием инвесторов и аргументами для иска о возврате средств становятся не указанные причины, а нарушение ICO-проектами законодательства о ценных бумагах. Интересно, что американское законодательство позволяет инвесторам самим «наказывать» ICO, нарушившие требования закона о выпуске ценных бумаг, не ожидая вмешательства SEC посредством подачи гражданского иска.
Снежный ком. В США число исков против ICO неуклонно растет. Одним из недавних стал иск инвесторов к платформе Worldwide Asset eXchange (WAX) на $2,5 млн. В жалобе утверждается, что основатели компании создали и публично продавали токен WAX без прохождения соответствующих процедур регистрации такого выпуска, тем самым нарушив требования законодательства США о ценных бумагах. По заявлению инвесторов, у токена есть все признаки инвестиционного контракта, следовательно, он является ценной бумагой.
Также интересен кейс ICO Tezos. Проект собрал $232 млн в 2017 году. Против Tezos было подано сразу четыре коллективных иска от разных групп инвесторов, в результате объединенных в один. В иске одну из основных ролей также играет утверждение о нарушении проектом законодательства о ценных бумагах.
Особого внимания заслуживает иск к проекту Unicorn. Основания для подачи иска все те же: нарушение законодательства о ценных бумагах. Но в отличие от большинства других проектов, к которым подавались иски, Unicorn узаконил выпуск своих токенов в США, пойдя по процедуре получения exemption, согласно Regulation D (rule 506c). Инвестор утверждает, что хотя ICO и «легализировало» выпуск своих токенов как ценных бумаг по правилам Regulation D, но требования законодательства все равно были нарушены. Все дело в том, что выпуск ценных бумаг по процедуре Regulation D предусматривает продажу таких ЦБ в основном аккредитованным инвесторам. А также требования о том, что такие ЦБ не должны быть перепроданы третьим лицам в течение 12 месяцев. Инвесторы утверждают, что именно эти требования нарушил проект.
Украинский след. Очень многие украинские разработчики работают в разных ICO проектах, в т. ч. и в тех, против которых ведутся расследования. К примеру, проект Paragon был оштрафован SEC за нарушения законодательства о ЦБ. С ним сотрудничало много украинских разработчиков.
Еще один показательный пример – лишение свободы на пять лет бизнесмена украинского происхождения Максима Заславского. Американская фемида признала его виновным в преступном сговоре с целью мошенничества с ценными бумагами в связи с ICO двух компаний – REcoin Group Foundation и DRC World.
Тревожные перспективы. Общее падение рынка приводит к увеличению количества исков покупателей токенов. Ведь надежды на возвращение вложенного путем продажи токенов уже не осталось. В 2019 году ICO-проектам, у которых не все гладко с законом, предстоит опасаться не только всем известную SEC в паре с другими локальными регуляторами, но и исков от собственных инвесторов. Особенно если они будут требовать возврата средств, вложенных в криптовалюте по курсу на момент покупки токенов.
Вариант для оптимистов. В последнее время становятся популярными услуги кредитования под залог криптовалют. Если криптоинвестору понадобились деньги, но он не хочет продавать свою криптовалюту, фиксируя убытки по сегодняшнему курсу, он может получить кредит на специальной платформе, отдав свои виртуальные активы под залог.