Украине известны лишь две концепции развития ее государственных финансов: прогноз от Минфина до 2021 года, и от МВФ – до 2023 года. Обе они основаны на оптимистическом сценарии снижения инфляции в Украине, который никогда не выполняется, и необходимости сдерживать рост госрасходов при желании правительства и депутатов расширять бюджетные расходы. Исходя из этих опасений, во властных кабинетах формируется негативный фон, который заставляет вести крайне консервативную экономическую и фискальную политику. В противовес этим настроениям группа экспертов в рамках работы над проектом «Стратегия Украины 2030» разработала два варианта развития экономики и государственных финансов до 2030 года. Подробнее о некоторых ее аспектах Mind рассказал экономист Даниил Монин.
Чтобы быть более оптимистичными относительно возможностей Украины, стоит посмотреть на ее развитие в несколько ином ключе. Но для такого развития нужна, в первую очередь, политическая воля – изменить привычный курс и совершить экономический скачок.
По нашим прогнозам, в трендовом сценарии развития до 2030 года возможен рост экономики до $290 млрд (с текущих $131 млрд в 2018 году). Но такие цифры видятся скорее вопреки действиям власти, чем благодаря. Наш целевой план – $1 трлн в 2030-м. В номинальном выражении экономика к тому времени с текущих 3,5-3,6 трлн грн вырастет до 17 трлн грн.
Никаких дефолтов страны не предвидится. Более того, долгосрочное применение методики ограничения государственных расходов на уровне 2% ВВП к 2030 году сократит наш государственный долг до 34,6% ВВП с текущих 60,6% в 2018 году. А расходы на обслуживание долга уменьшатся с 3,2% ВВП до 2,3%.
Расходы на социальные и пенсионные выплаты сократятся с текущих 15% ВВП до 9,4% ВВП. К этому приведет применение текущих методик индексации этих выплат. Пенсионный фонд уже в 2029-2030 гг. станет бездефицитным, это произойдет примерно на отметке 7,5% ВВП. При этом общие расходы на пенсии вырастут с $13 млрд до $ 22 млрд.
Зарплаты будут расти. Темпы их увеличения будут опережать общий рост экономики – на фоне тенденции к сокращению количества рабочих мест. Это увеличит доходы госбюджета от поступлений ЕСВ и НДФЛ (с 12,8% в 2018 до 15,2% в 2030 году).
Но вместе с этим мы прогнозируем рост экономических затрат правительства (с 4% до 5,2% ВВП) и расходов на общее управление (с 2,1% до 3,2% ВВП). И это – признак скорее централизации, чем децентализации. Без изменения налоговой системы успешность децентализации госфинансов вызывает у нас большие вопросы.
Неналоговые поступления государства снизятся с 5,4% до 2,4% ВВП. Также под угрозой находятся доходы от ренты и акцизов. В то же время они балансируют и обычно корректируются при утверждении Государственного бюджета.
Инфляция в Украине будет выше, чем планирует правительство. И это объективная реакция на постоянный девальвационный тренд. Мы закладываем в свой прогноз до 2030 года соотношение валют на уровне 60 гривен за доллар США. При этом НБУ будет проводить политику управляемой девальвации, чтобы сгладить эффекты кризисов. Как ни странно это прозвучит, но такая политика позволит проще сводить государственные финансы. И в целом мы прогнозируем небольшое снижение уровня перераспределения средств через государство.
Ну и напоследок формируем наш вариант консолидированных финансов страны к 2030 году в номинальных цифрах и процентах ВВП: