За неполные двое суток после второго тура выборов президента Украины ЦИК обнародовала окончательные результаты подсчета голосов. Победу одержал лидер партии «Слуга народа» Владимир Зеленский с рекордным показателем в 73,22% против 24,45% у действующего президента Петра Порошенко. Хотя эти данные практически полностью совпали с прогнозами социологов, которые были озвучены накануне выборов, тем не менее трехкратный разрыв стал шоком для значительной части сторонников Петра Порошенко. С другой стороны, благодаря точности прогнозов, социологические сервисы в значительной степени укрепили свой статус, что несомненно обеспечит их высокую востребованность в ходе парламентской кампании, которая де-факто уже стартовала в Украине. Алексей Антипович, директор Социологической группы «Рейтинг» специально для Mind объясняет, каким образом электоральные настроения влияют на дальнейшие политические перспективы победителя предвыборной президентской гонки.
Как голосует Украина? Накануне первого и второго тура выборов мы делали замеры: почему люди голосуют за Владимира Зеленского. Мы спрашивали респондентов в двух подходах: «Вы голосуете за личность Петра Порошенко или против Владимира Зеленского?» Каждый пятый, то есть 20% избирателей Петра Порошенко голосовали на самом деле не за него, а против его оппонента. Это кажется значительным показателем, но только пока не сравнишь его с другим кандидатом. Около 42% избирателей Владимира Зеленского сказали, что голосуют не персонально за него, а против Петра Порошенко.
Также мы спрашивали у всех украинцев уже без привязки к фамилии [действующего президента]: «Голос за Зеленского – это голос против сложившейся в стране системы?», и в такой формулировке две трети опрошенных ответили утвердительно. Фактически это протестное голосование и обеспечило победу Владимиру Зеленскому как в первом, так и во втором туре.
Стоит также вспомнить, что накануне первого тура многие не верили или отказывались верить – иногда довольно агрессивно – социологам и их прогнозам о 30% у кандидата-новичка. Ко второму туру, когда 30% все же стали реальностью, доверия прибавилось, но все равно прогноз в 70%+ все еще выглядел для многих шокирующим. Хорошо хоть, что этот шок уже проявлялся менее агрессивно.
Всегда ли украинцы голосуют «против»? В Украине уже был яркий пример протестного голосования – в 2010 году, в паре «Тимошенко – Янукович». С той только разницей, что тогда в бюллетене была графа «Против всех». Мы тогда также опрашивали избирателей, стремясь определить реальный рейтинг участников в формате «Голос за Тимошенко – это голос против Януковича?» (в очень упрощенной формулировке) и соответственно наоборот.
Если сравнивать президентские выборы девять лет назад и нынешние, то в целом этот протестный уровень по сравнению с 2010 годом вырос в 1,4 раза – условно с 26 до 36%. Каждый третий украинец голосовал во втором туре «против», а не «за».
Чем это грозит победителю? Такой высокий протестный показатель создает риски, которые, возможно, проявятся в оценках уже новоизбранного президента, сокращая отведенный ему период общественной лояльности.
Ведь если избиратель изначально не был за Зеленского, то он не будет постепенно в нем разочаровываться, он просто начнет бросать в него камни, если тот будет делать что-то не так. Тем, кто позитивно относились к кандидату, потребуется определенное время, чтобы разувериться, но таких среди отдавших за него свой голос – меньшинство.
Большая часть президентов, да и любой политик, в принципе могут рассчитывать на так называемый медовый месяц в начале каденции, который длится от шести до девяти месяцев. После этого периода у всех президентов рейтинги начинают обваливаться. Петр Порошенко – исключение, у него эта кривая на фоне войны растянулась во времени почти до двух лет. Украинцы решили: мы еще чуть-чуть потерпим, подождем каких-то результатов для страны, для себя. Но все равно, хоть и позже, но рейтинги пошли вниз, и очень круто.
Поэтому «медовый месяц», который у любого политика длится минимум полгода, у Зеленского может оказаться существенно короче. У него не будет столько времени. 73% – это очень высокий показатель поддержки, и именно поэтому он очень быстро начнет испаряться.