Война на Донбассе заставила Украину пересмотреть собственные возможности в вопросе вооружения. А появление новых горячих точек на мировой карте подстегнуло к изменениям в этой сфере. Мы открыли новых поставщиков и новые рынки, а также смогли выйти на них с собственными предложениями.
Так, на днях ГП ГХВП «Спецтехноэкспорт», входящее в состав ГК «Укроборонпром», отчиталось, что в течение семи месяцев 2019 года заключило новые внешнеэкономические контракты общей стоимостью $ 337 млн. Причем общий объем экспорта вооружений Украины в последние годы оценивается в $600–700 млн.
О том, чем же интересна Украина иностранным партнерам, в частности Турции, и как долго может продлиться сотрудничество с Анкарой, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
Говорить о военно-техническом сотрудничестве Украины после 2014 года довольно сложно. Европа, несмотря на заверения о поддержке нашей страны «в борьбе с российской агрессией», ограничилась «нелетальной военной помощью». Любые попытки купить вооружение наталкивались на отчаянное сопротивление. Дошло до того, что нам не поставляли даже двигатели для бронетранспортеров, в которых отчаянно нуждалась украинская армия на фронте.
Да и по состоянию на 2019 год положение не сильно изменилось.
В то же время реально наши предприятия оборонного комплекса сотрудничают в военно-технической сфере с двумя странами – Польшей и Турцией. Причем с Анкарой ныне у нас такой себе «медовый месяц».
Еще в 2016 году Анкара обязалась предоставить за пять лет Киеву финансовую помощь в объеме $15 млн. Причем эти финансы пошли (и идут) прежде всего на закупку турецкого оружия, а также подготовку бойцов ВСУ в турецких учебных центрах.
Внешняя сторона этого процесса – ударные оперативно-тактические беспилотники Bayraktar TB2 на вооружении ВСУ, средства УКВ-связи от Aselsan (которые используют и в авиации, и на флоте, и в сухопутных войсках), пистолеты-пулеметы MP-5 – в руках полицейских на улицах. Однако есть и другая – скрытая сторона этого процесса.
Дело в том, что Турция быстро пошла на сближение с Украиной не просто так. Имея деньги и потребности в модернизации своих вооруженных сил, страна после начала военной операции в Сирии была фактически отрезана от западных технологий. И Анкаре оставалось лишь сотрудничество с Россией или Китаем.
Однако по пути выстраивания системы региональной безопасности на Ближнем Востоке Турция схлестнулась с РФ напрямую (чего стоит, например, ситуация со сбитым бомбардировщиком Су-24 ВКС), и поэтому военно-техническое сотрудничество не заладилось. Правда, в последнее время наметился очередной прорыв, но, насколько стороны искренни в своих намерениях, совершенно непонятно.
Сотрудничество с Китаем тоже вскоре было отвергнуто, так как Пекин выставляет очень серьезные политические основания для такого рода контактов. Оставался третий путь – поиск военных технологий на постсоветском пространстве и их скупка. Так, кстати начинали и китайцы в начале 1990-х годов.
И тут на горизонте «нарисовалась» Украина, которая после распада Союза не только унаследовало большое количество технологий, но и за годы независимости смогла их сохранить. Причем наши разработки в силу советских стандартов для западных стран просто неинтересны. А тут появилась уникальная возможность попробовать реализовать их на стыке технологий.
И одной из первых «ласточек» стало сотрудничество в области модернизации бронетанковой техники. После напряженных боев в Сирии для турецких военных стали очевидны недостатки всего танкового парка, который оказался уязвим для современных противотанковых комплексов, которые были на вооружении курдов и ИГИЛ.
В экстренном порядке принялись за реализацию программы модернизации сорока M-60A3 и 120-ти M-60T. Причем основным подрядчиком выступила Украина.
Начали с комплексов активной защиты. Еще в 2017 году на международной выставке в Киеве «Оружие и безопасность» был подписан контракт на локализацию производства в Турции комплекса «Заслон» под названием Pulat.
Сам комплекс, который предназначен для защиты танков от противотанковых управляемых ракет (ПТУР), кумулятивных снарядов танковых и противотанковых пушек, был разработан киевской фирмой «Микротек» в начале «нулевых» с использованием наработок советской программы «Барьер». В 2009 году «Заслон» формально был принят на вооружение украинской армии, но серийно для внутреннего рынка не производился.
По заявлению производителя, принцип действия «Заслона» достаточно прост: радиолокационная станция комплекса непрерывно излучает на расстояние приблизительно 2–2,5 м, в случае появления в этой области атакующего боеприпаса производится подрыв защитного боеприпаса, который создает круговое поле высокоскоростных осколков и мощную ударную волну. В итоге кумулятивные боеприпасы детонируют или меняют свою траекторию, встречаясь таким образом с основным бронированием под невыгодным углом.
Кроме того, в этой программе также используется и другая отечественная новинка – комплекс тандемной динамической защиты «Дуплет». Он уже устанавливается на танках «Оплот» тайской армии и ВСУ (до 2014 года поставлено две единицы, которые находятся в учебных подразделениях) и обеспечивает прежде всего защиту от бронебойных оперенных подкалиберных снарядов.
И наконец, в 2019 году был парафирован контракт с турецкой государственной корпорацией MKEK на поставку 120-миллиметровых ствольных управляемых ракет «Конус» производства ГККБ «Луч».
Судя по сообщениям СМИ, в течение первого этапа реализации контракта предусмотрены поставки управляемых ракет и устройств наведения для их интеграции в турецкие основные боевые танки, а затем в результате частичного трансфера технологий они будут производится на мощностях MKEK.
Калибр ракеты 120 мм (стандарт НАТО) не оставляет сомнений в том, что они пойдут на вооружение танков Т-60 в рамках все той же программы модернизации. Отметим, что управляемая ракета «Конус» способна поражать цель на расстоянии 5 км, что значительно превышает дальность стрельбы обычных танковых снарядов.
Таким образом, за относительно небольшие деньги Турция модернизирует парк своих устаревших танков до относительно современного уровня. Бонусом пойдет знакомство турецких оружейников с новыми для себя технологиями – ведь обязательным условием сотрудничества является локализация производства.
На совершенно новый уровень военно-техническое сотрудничество стран вышло в августе 2019 года, когда госкомпания «Укрспецэкспорт», входящая в состав «Укроборонпрома», и турецкая компания Baykar Defence создали совместное предприятие для продвижения ряда проектов. Прежде всего это высокоточное оружие и аэрокосмические технологии.
Причем работа в этом направлении велась еще как минимум с 2017 года. Был подписан ряд предварительных соглашений, что позволило очень быстро стартовать. Практически через считанные дни появились сообщения о том, что беспилотный летательный аппарат Akinci от Baykar Defence уже получил турбовинтовые двигатели АИ-450Т разработки ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. А. Г. Ивченко». Как оказалось, двигатели были экспортированы еще в 2018 году.
Ранее для аппарата с размахом крыльев в 20 м и максимальным взлетным весом в 4500 кг планировалось использовать турецкие турбодизельные двигатели PD-222 разработки Tusas Engine Industries (TEI) Türk Havacılık ve Uzay Sanayi AŞ (TUSAŞ/TAI), однако в процессе их доводки возникли серьезные проблемы.
Сам беспилотник относится к классу стратегических и может осуществлять полет в течение 24 часов на высоте 12 200 метров и нести до 900 кг вооружения на внешних подвесках и до 450 кг во внутренних отсеках фюзеляжа.
Совершенно непонятны принципы подписанных соглашений – будут ли, например, те же Akinci поступать на вооружение украинской армии, но очевидно, что турецкие компании настроены на долгосрочное сотрудничество. Иначе было гораздо проще просто купить двигатели, а не идти по пути довольно затратного создания совместного предприятия.
Пока неясно, каковы перспективы дальнейшего военно-технического сотрудничества. Ведь технологий, которые мы можем предложить Турции, армия которой вооружена по западным стандартам, не так уж много. Будет ли Анкара вкладывать деньги в дальнейшие разработки или просто «раздеребанит» оставшиеся в Украине советские технологии и «уйдет в засвет», как это сделали, например, китайцы, неясно. В тоже время Турция нуждается в рынке для продажи своего вооружения, а Украина просто обречена на долгие годы противостояния с «северным соседом» и, значит, будет постоянно нуждаться в новом оружии и оборудовании. Но тут уже вступает в силу политическая составляющая этого процесса, предсказать которую ныне не может никто.