В конце ноября правительство одобрило проект закона о переводе в цифровой формат трудовых книжек. Таким образом Кабинет Министров пытается отменить лишние бюрократические процедуры.
Убрать и другие преграды для бизнеса предлагают и народные депутаты. Так, 4 декабря в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 2524 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей.
Как предлагается упростить деятельность ФЛП и как это будет выглядеть на практике, рассказала Mind управляющий партнер юридической компании «Правое Дело» Ольга Мишуровская.
Проект закона предусматривает ряд изменений, которые совершенствуют и упрощают взаимодействие налогоплательщика (бизнеса) и государства (контролирующего органа) в налоговом поле через электронный кабинет.
Документом предлагается отменить необходимость подтверждения техническим администратором или методологом факта технического сбоя, методологических или технических ошибок.
Сейчас подача налогоплательщиком отчетности напрямую зависит от корректной работы е-кабинета. Так, в случае сбоев в работе системы предприниматель освобождается от ответственности, только если соответствующая системная ошибка была признана техническим администратором или методологом е-кабинета или подтверждена решением суда, что приводит к дополнительной нагрузке на суды.
Это одно из важных изменений в пользу бизнеса. Так, ежегодно налогоплательщики получали штрафные санкции за несвоевременную подачу отчетности, в связи со сбоями в работе серверов ДФС. Поэтому предпринимателям нужно было доказывать свою правоту.
Законодатель предлагает отменить требование подавать заявление на присоединение к договору о признании электронных документов после регистрации или обновления ключей квалифицированной е-подписи. Зато предусмотрена автоматическая регистрация в электронном кабинете полученных от хозяйствующих субъектов
документов.
Это предложение дополняет логическую цепь и процесс автоматизации, иначе в чем смысл упрощать процедуры, если к каждому документу еще нужно подкрепление в виде заявления.
В то же время действующим законодательством предусмотрено, что для подачи документов через е-кабинет предприниматель должен сначала подать соответствующее заявление и дождаться его обработки налоговой. Кроме того, документы, поступающие через е-кабинет, регистрируются в ручном режиме. Обычно такой сложный процесс замедляет всю процедуру.
Документом предусмотрено, что в е-кабинете будут отражаться, в частности, копии налоговых уведомлений-решений и других документов, направляемых налоговым органом плательщику. Также там будет доступна информация о сумме и дате согласования обязательства.
Кроме того, налоговый орган будет вести е-переписку с налогоплательщиком, подавшим заявление о желании получать документы через е-кабинет. Данные изменения значительно уменьшат расходы государственного бюджета, которые шли на общение с налогоплательщиками в «бумажном» виде.
Это также позволит решить распространенную проблему отражения у налогоплательщика налогового долга без имеющихся на то оснований – без учета факта подачи жалобы в административном порядке или обращения в суд до момента согласования денежного обязательства.
Также из-за разделения налоговой и таможенной служб, законопроектом предусмотрено исключение из перечня функций е-кабинета, касающихся осуществления таможенной деятельности.
Одним из полезных нововведений для предпринимателей является отмена требования обязательной регистрации книги учета доходов и книги учета доходов и расходов. Такая обязанность отменяется для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) 1, 2 и 3 группы, которые не являются плательщиками НДС.
Указанное предложение снимает определенные формальности и временные затраты как бизнеса, так и контролирующего органа.
Так, действующим законодательством предусмотрены требования для ФЛП регистрировать и вести книгу учета доходов, а штраф за ошибки или отсутствие такой книги согласно Налоговому кодексу Украины составляет 510 грн и в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях – до 136 грн.
В то же время ФЛП эту книгу или вообще не получают, или заполняют только в случае проверки.
Однако законопроект оставляет налогоплательщику право вести эту книгу по собственному желанию, как в бумажном, так и в электронном виде. Зато ответственность за ее неведение или ошибки в книге доходов наступает только, если налогоплательщик официально сообщил о таком желании.
В целом предложенные нововведения автоматизируют, упростят, ускорят определенные формальные процессы и отменят лишние операционные действия, которые отнимают время. Благодаря указанным изменениям бизнес и контролирующий орган смогут сэкономить свои время и деньги. Теперь будем ждать рассмотрения документа в Верховной Раде – захотят ли народные избранники воплотить эти инициативы в жизнь.