Кабинет Министров 10 декабря 2019 года внес в Верховную Раду законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, который предусматривает отделение заработной платы и выплат от прожиточного минимума (ПМ). Как это нововведение отразится на государственном бюджете и нужно приводить показатель прожиточного минимума к реальному, рассказал Mind экономист IMF Group Ukraine Владимир Жук.
Прожиточный минимум играет большую роль в бюджете Украины, ведь он влияет на ряд показателей при расчете таких выплат, как:
Вопрос о неактуальности показателя «прожиточный минимум граждан» поднимается ежегодно: его критикуют за нереальности и заниженность. Наиболее популярными и горячими являются призывы к представителям финансовых властей страны: «Попробуйте прожить на прожиточный минимум сами».
Согласно закону, прожиточный минимум – стоимостная величина набора продуктов питания, достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
Это базовый показатель во всей системе социального обеспечения.
Так, постановлением Кабмина утверждаются «наборы продуктов питания, наборы непродовольственных товаров и наборы услуг для основных социальных и демографических групп населения». Если такие вещи, как еда, еще можно просчитать, то другие моменты – «один стол на 20 лет» или «один телефон на пять лет» часто вызывают недоумение.
Кроме того, величина прожиточного минимума не учитывает ряд жизненно необходимых расходов: на строительство или покупку жилья или его аренду, на образование, оздоровление, содержание детей, платные медицинские услуги и тому подобное. Не учитываются и изменения в составе потребительской корзины в связи с изменениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Также в структуре этого показателя для трудоспособных лиц не заложен подоходный налог для физических лиц, а он, как известно, довольно ощутимым для заработной платы каждого человека. К тому же при расчете общего показателя по Украине не учитываются региональные различия цен на продовольственные и непродовольственные товары.
Однозначно да. Иначе его следует переименовать и назвать «технический показатель для расчета других показателей». Это будет честно.
Из этого вытекает следующий вопрос: как изменить законодательство, чтобы увеличение прожиточного минимума не сломало государственные финансы и не нанесло ущерб частному сектору.
Увеличение этого показателя втрое или вчетверо приведет к колоссальному увеличению судебного сбора, негативно повлияет на предприятия и экономику в целом.
Также будут существенно увеличены и государственные расходы на социальную помощь и зарплаты государственного сектора. С одной стороны, это хорошая идея – помогать, с другой – к этому государственный бюджет должен быть готов.
Размер ПМ следует учитывать, ведь человек не может получать меньше минимального прожиточного минимума. В то же время должна быть реальная свобода контрактов, то есть работник может заключить трудовой контракт на любых условиях, которые его устраивают.
Выплата зарплат в государственном секторе – достаточно сложный процесс, связанный с надбавками, доплатами, тарифным ставкам и тому подобным.
Кроме того, в Украине очень большой фискальный процент ВВП – 43%. То есть через государственный бюджет перераспределяется значительное количество всех денег в экономике государства.
Если мы вдруг повысим оклады всему государственному сектору, этот процент нужно будет существенно увеличить, и он составит более 50–60% от ВВП. Это роковые для экономики цифры: сразу надо будет увеличивать налоговые ставки и расширять налоговую базу, что негативно повлияет на предпринимательскую активность и уменьшит поступления в среднем и долгосрочном периоде.
Если мы говорим об увеличении уровня оплаты труда в государственном секторе – это должно происходить одновременно с уменьшением и оптимизацией государственного сектора в целом, автоматизацией процессов, сокращением бюрократических правил и т. д.
Если удастся провести эти изменения, уничтожив все ненужное, то автоматически высвободим денежные средства и сможем в том числе за счет них увеличивать зарплаты или уменьшать налоговую нагрузку на предпринимателей.