Жить – не тужить: почему Кабмин решил «отвязать» зарплату от прожиточного минимума

Жить – не тужить: почему Кабмин решил «отвязать» зарплату от прожиточного минимума

И можно ли платить чиновникам еще больше

Этот материал также доступен на украинском
Жить – не тужить: почему Кабмин решил «отвязать» зарплату от прожиточного минимума
Фото: НБУ

Кабинет Министров 10 декабря 2019 года внес в Верховную Раду законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, который предусматривает отделение заработной платы и выплат от прожиточного минимума (ПМ). Как это нововведение отразится на государственном бюджете и нужно приводить показатель прожиточного минимума к реальному, рассказал Mind экономист IMF Group Ukraine Владимир Жук.

Прожиточный минимум играет большую роль в бюджете Украины, ведь он влияет на ряд показателей при расчете таких выплат, как:

  • минимальный должностной оклад (тарифная ставка устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года);
  • индексация заработной платы;
  • расчет и выплата алиментов (минимальный размер алиментов на одного ребенка не может быть меньше, чем 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста);
  • расчет и выплата пособия по безработице (не может превышать четырехкратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц);
  • расчет и выплата декретных неработающим;
  • помощь одиноким матерям;
  • расчет судебного сбора;
  • расчет сбора за админуслуги.

Какие претензии возникают к этому показателю?

Вопрос о неактуальности показателя «прожиточный минимум граждан» поднимается ежегодно: его критикуют за нереальности и заниженность. Наиболее популярными и горячими являются призывы к представителям финансовых властей страны: «Попробуйте прожить на прожиточный минимум сами».

Согласно закону, прожиточный минимум – стоимостная величина набора продуктов питания, достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Это базовый показатель во всей системе социального обеспечения.

Так, постановлением Кабмина утверждаются «наборы продуктов питания, наборы непродовольственных товаров и наборы услуг для основных социальных и демографических групп населения». Если такие вещи, как еда, еще можно просчитать, то другие моменты – «один стол на 20 лет» или «один телефон на пять лет» часто вызывают недоумение.

Кроме того, величина прожиточного минимума не учитывает ряд жизненно необходимых расходов: на строительство или покупку жилья или его аренду, на образование, оздоровление, содержание детей, платные медицинские услуги и тому подобное. Не учитываются и изменения в составе потребительской корзины в связи с изменениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Также в структуре этого показателя для трудоспособных лиц не заложен подоходный налог для физических лиц, а он, как известно, довольно ощутимым для заработной платы каждого человека. К тому же при расчете общего показателя по Украине не учитываются региональные различия цен на продовольственные и непродовольственные товары.

Нужно ли приводить прожиточный минимум к реальному?

Однозначно да. Иначе его следует переименовать и назвать «технический показатель для расчета других показателей». Это будет честно.

Из этого вытекает следующий вопрос: как изменить законодательство, чтобы увеличение прожиточного минимума не сломало государственные финансы и не нанесло ущерб частному сектору.

Увеличение этого показателя втрое или вчетверо  приведет к колоссальному увеличению судебного сбора, негативно повлияет на предприятия и экономику в целом.

Также будут существенно увеличены и государственные расходы на социальную помощь и зарплаты государственного сектора. С одной стороны, это хорошая идея – помогать, с другой – к этому государственный бюджет должен быть готов.

Должна ли зарплата государственного сектора ориентироваться на ПМ?

Размер ПМ следует учитывать, ведь человек не может получать меньше минимального прожиточного минимума. В то же время должна быть реальная свобода контрактов, то есть работник может заключить трудовой контракт на любых условиях, которые его устраивают.

Выплата зарплат в государственном секторе – достаточно сложный процесс, связанный с надбавками, доплатами, тарифным ставкам и тому подобным.

Кроме того, в Украине очень большой фискальный процент ВВП – 43%. То есть через государственный бюджет перераспределяется значительное количество всех денег в экономике государства.

Если мы вдруг повысим оклады всему государственному сектору, этот процент нужно будет существенно увеличить, и он составит более 50–60% от ВВП. Это роковые для экономики цифры: сразу надо будет увеличивать налоговые ставки и расширять налоговую базу, что негативно повлияет на предпринимательскую активность и уменьшит поступления в среднем и долгосрочном периоде.

Если мы говорим об увеличении уровня оплаты труда в государственном секторе – это должно происходить одновременно с уменьшением и оптимизацией государственного сектора в целом, автоматизацией процессов, сокращением бюрократических правил и т. д.

Если удастся провести эти изменения, уничтожив все ненужное, то автоматически высвободим денежные средства и сможем в том числе за счет них увеличивать зарплаты или уменьшать налоговую нагрузку на предпринимателей.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате