Системе международной торговли нанесен еще один серьезный удар – система разрешения споров Всемирной торговой организации (ВТО) прекратила полноценное функционирование. 10 декабря 2019 года истек срок полномочий двух из трех последних членов Апелляционного органа (представителей США и Индии) ВТО.
То есть с 11 декабря 2019 года остался только один член Апелляционного органа с действующим мандатом, что делает процесс обжалования в рамках ВТО неполноценным и апелляционно нефункциональным, учитывая трехместный кворум апелляционного рассмотрения дела.
Таким образом апелляционное рассмотрение новых торговых споров на уровне ВТО заблокировано, при этом в мире аномально увеличивается количество торговых расследований, результаты которых могут быть обжалованы в рамках ВТО.
В свою очередь Еврокомиссия предложила альтернативное решение этого вопроса.
Ранее страны «Большой двадцатки» анонсировали необходимость реформирования ВТО.
Причины коллапса и альтернативы выхода из кризиса для Mind проанализировали старший юрист юридической фирмы «Астерс» Антон Синцов и юрист компании Марианна Бек.
За 25 лет функционирования ВТО мировой ВВП вырос на 250% при увеличении объема мировой экономики на 270%. Залогом такого успеха является эффективное применение правил ВТО, которое обеспечивается путем профессионального и беспристрастного разрешения торговых споров. Поэтому система ВТО является центральным элементом обеспечения безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы. При этом Апелляционный орган играет ключевую роль так называемого высшего суда.
Апелляционный орган работает на постоянной основе и состоит из семи членов, трое из которых рассматривают спор. Члены этого органа назначаются на четырехлетний срок (с правом однократного повторного назначения) и работают в порядке ротации с разницей в два года между тройкой и четверкой членов. Личный состав Апелляционного органа избирают члены органа по разрешению споров ВТО (DSB) консенсуально на принципах компетентности (признанный авторитет в области права, международной торговли и права ВТО), независимости (несвязанность с правительствами) и репрезентативности (отражение членства ВТО).
США – это основной дизайнер ВТО, включая DSB. Однако именно США является безусловным и убедительным лидером-ответчиком в торговых спорах, рассматриваемых на уровне ВТО (30%) по сравнению с ЕС (15%) и Китаем (13%). При этом доля США в апелляционных производства составляет 42%. Кроме того, в 15% случаев страны – члены ВТО повторно жаловались на США.
Учитывая такие тенденции, США предлагали внести изменения в Правила апелляционного рассмотрения ВТО. Например, о частичном применении решения на основании взаимной договоренности между сторонами спора, запрете на продолжение рассмотрения дела членом Апелляционного органа после окончания его мандата, соблюдении 90-дневного срока рассмотрения апелляционной жалобы и оплате процесса.
Американские предложения не нашли одобрения, а количество решений против США (одновременно и количество «неудобных» прецедентов) неуклонно росло. Как результат, США еще в 2011 году, а с 2016 года системно, осуществляли блокирование назначения и переназначения членов Апелляционного органа. Так, американская сторона пыталась не допустить рассмотрения споров судьями, которые уже принимали решение против страны, прекратить принятие таких решений и возникновение «неудобной» практики толкования соглашений ВТО не в пользу США, а также «выторговать» согласие сообщества на предлагаемые ими реформы.
То есть сегодня США противопоставляют консенсуальной многосторонней торговой системе ВТО политику самостоятельного одностороннего торгового поведения (go-it-alone unilateralism) «доВТОшного» периода.
В результате искусственного блокирования работы Апелляционного органа страны члены ВТО фактически будут лишены права на эффективную защиту своих прав и интересов на уровне апелляции. Ведь страна, проигравшая спор в первой инстанции (рассмотрение группой экспертов), в случае обращения в нефункционирующий Апелляционный орган, будет лишена возможности своевременного апелляционного рассмотрения дела. Кроме того, это приведет к затягиванию процесса выполнения рекомендаций группы экспертов, может быть расценено другими странами – членами ВТО как злоупотребление правами.
Блокирование работы Апелляционного органа может иметь негативные последствия и для Украины. За 11 лет членства в ВТО Украина инициировала девять споров и в четырех выступала в качестве ответчика. Большинство споров с участием Украины находятся на стадии консультаций, ожидают решения в рамках ВТО и могут быть обжалованы в Апелляционный орган. При этом апелляционное рассмотрение дела DS499 «Российская Федерация – меры в отношении импорта железнодорожного подвижного состава, стрелочных переводов и другого железнодорожного оборудования» все еще продолжается, в связи с недоукомплектованием личного состава Апелляционного органа.
12 декабря 2019 года Еврокомиссия предложила свое видение решения кризиса в виде введения альтернативного механизма применения контрмер. Так, ЕК предлагает внесение изменений в Регламент ЕС по международной торговле 2014, который предварительно планирует воплотить в жизнь в середине 2020 года.
В частности, ЕС расценивает как злоупотребление обращение страной – членом ВТО, проигравшей спор на уровне группы экспертов, в заблокированный Апелляционный орган и в таком случае предлагает немедленно применять соответствующие контрмеры против этой страны.
Такой шаг ЕС можно расценивать как попытку продемонстрировать США определенную альтернативу применения правил ВТО в обход обязательного диалога со страной. Ведь создание любых альтернатив решения кризиса за рамками ВТО-платформы ослабят многостороннюю систему международной торговли и, как результат, углубят кризис.
Реанимация системы разрешения споров ВТО требует определенных концептуальных изменений правил организации. Например, в целях предупреждения блокирования назначения/переназначения кандидатов в члены Апелляционного органа любой страной – членом ВТО можно предложить избрание большинством или квалифицированным большинством DSB вместо консенсуса.
Другим вариантом изменений может быть расширение количественного состава Апелляционного органа до 15 судей и продление сроков действия мандатов. Также в качестве средства крайней необходимости можно зафиксировать временное продление срока полномочий трех последних судей.
Дополнительно целесообразно четко регламентировать определение действий страны – члена ВТО как злоупотребление правом на апелляционное обжалование, а также внедрить механизм соответствующих дисциплинарных санкций, например, в виде временного лишения права выдвигать или голосовать за кандидатов в члены Апелляционного органа.
Функционирование системы разрешения споров стало предметом торга за внедрение определенных желаемых странами-членами реформ. Итак, единственным эффективным и долгосрочным решением остается многосторонний диалог на ВТО- платформе с поиском консенсусных решений по каждой из предложенных реформ.
В противном случае, как правильно отметил Питер Ван ден Боше, судья Апелляционного органа в 2009–2017 годах, мы рискуем вернуться в 2020 году к системе международных отношений, где царит закон джунглей и право силы, что несет колоссальные риски для универсальной системы международной торговли.