Президент Украины Владимир Зеленский в своей речи на форуме в Давосе анонсировал для инвесторов, которые вложат в Украину от $100 млн, программу «Investment nanny» («Инвестиционная няня»).
Кроме того, глава государства пообещал иностранным инвесторам, которые присоединятся к приватизации и потратят на нее более $10 млн, налоговые каникулы на два года по уплате налога на прибыль.
Почему Украина не может обойтись без программы «Инвестиционная няня» и как налоговые каникулы могут повлиять на экономику, рассказал Mind руководитель управления инвестиционной политики Львовской ОГА Роман Матис. И хотя на государственной должности он только последние 4 года, зато опыт в бизнесе – более 16 лет.
Без помощи и поддержки любому бизнесу работать в Украине пока, к сожалению, невозможно. И это касается как украинских предпринимателей, так и иностранных инвесторов. Основной причиной является то, что госслужба обладает серьезными полномочиями, а должности там воспринимают до сих пор как хлебное место для зарабатывания немалых денег.
По поводу «Инвестиционной няни»: в отличие месседжа президента в Давосе, который был все-таки скорее ориентирован на внешнюю аудиторию, мы не делаем разницы – наш инвестор или иностранный.
О поддержке для инвестиций от $100 млн: «Для нас не должно быть разницы, какие суммы на кону. Бизнес-среда и риски одинаковы для всех».
Сейчас декларируют процессы изменений, перевод общения бизнеса с государством в электронную плоскость. Кроме того, готовятся определенные платформы с нормами, требованиями, которые должны регулировать и регламентировать отношения предпринимателей с государством. Однако на практике все выглядит иначе.
Некоторые органы имеют онлайн-сервисы, которые были введены для того, чтобы избежать коррупционных рисков.
К примеру, в Госгеокадастре Украины есть процедура согласования проекта землеустройства. Например, для получения утверждения оценки земли во Львовской области е-система расписывает исполнение и вынесение оценки, например, на уполномоченный орган в Сумской области. Считалось, что введение этой системы будет отсекать коррупционные возможности и решения будут приниматься прозрачно и честно.
Но на практике система работает иначе. Сейчас появилась так называемая информопция. Ее можно купить, и человек узнает, в какую область и на кого расписаны его документы. И он может узнать куда и к кому ехать договариваться о нужном решении.
Почему благородная цель внедрения казалось бы прозрачной системы все равно оказалась искаженной такими вот коррупционными злоупотреблениями? Потому что конечное решение остается за человеком, у которого есть свои слабости, жизненные проблемы и потребности, поэтому он поддается на подкуп.
Есть два пути развития: долгосрочная и краткосрочная перспективы. Долгосрочная – это банальное воспитание определенных ценностей, чтобы общество воспринимало сам факт коррупции отрицательно. Но для этого надо обеспечить общество доходом такого уровня, чтобы уже не оправдывать разного рода «благодарности».
Зарплата чиновника, конечно, имеет значение, но это не первый шаг. Последовательность в снижении бюрократических и коррупционных рисков должна быть другой.
В краткосрочной перспективе сначала надо максимально диджитализировать услуги – максимально перевести общение гражданина с государством в электронный формат.
Было бы намного проще, если бы были прописаны алгоритмы и заданы формуляры. Куда ты должен внести данные только определенного характера, и на основе этого решение принималось бы автоматически.
Затем на те должности, которые остались, которые нельзя отменить или «зацифровать», провести конкурсы. Нужно изучать не только профессиональные качества претендентов, но и морально-этические. Обеспечить вновь избранных чиновников надлежащей зарплатой можно, в частности, благодаря уменьшению их количества. В этом случае не придется увеличивать общий бюджет на оплату труда.
Хотя это – задача краткосрочной перспективы, но все равно на это придется потратить три-четыре года.
Возможно, стоит перенять наш опыт, который уже на протяжении четырех лет успешно реализуется во Львовской ОГА – сопровождение инвестиционных проектов, чтобы максимально снять бюрократические и коррупционные риски.
Мы набрали молодых людей с правильными моральными ценностями, для которых явление коррупции неприемлемо. Это молодые люди, большинство из которых получили свою первую работу. Им оказали большое доверие. Они хотят сделать что-то полезное для своей страны. В настоящее время материальная мотивация не является сильной стороной. Они получают опыт, который дает возможность для дальнейшего карьерного роста.
У нас есть два отдела:
В каждом отделе по пять штатных единиц. Каждый работник из отдела сопровождения еженедельно работает ориентировочно с 20 проектами.
В течение четырех лет во Львовскую область заведено 336 новых инвесторов – более 1000 проектов. В прошлом году оказана поддержка 580 проектам различного масштаба. Кроме новых инвесторов, есть уже существующие, которые работают, расширяются, но продолжают нуждаться в поддержке.
За каждым менеджером закреплен ряд проектов в CRM-системе. Каждое утро, открывая ее, он видит, какие процессы нужно завершить, какие разрешения должны быть выданы, кто из определенной структуры отвечает за это.
Для областных центров страны достаточно такой команды, но для Киева, как столицы, нужно больше. Ведь если активность бизнеса выше, то и вопросов, и проблем больше.
Кстати, составленный нами за 2019 год отчет в процентном соотношении показал, какой объем обращений для решения тех или иных проблем у нас был и в какие структуры.
Что касается задекларированных налоговых каникул. С ними надо быть осторожными, потому что это заманчивая вещь. Каждый инвестор спрашивает, чем вы нас заинтересуете, что предложите взамен.
Мы предлагаем ряд льгот, но они не могут конкурировать с тем, что предлагают инвесторам в некоторых странах. Например, в Македонии за каждое созданное рабочее место готовы возвращать предприятию 3000–5000 евро в конце года.
Инвесторы всегда спекулируют на этом. Сейчас мы настаиваем на том, что у инвестора есть базовые условия, которые для него уже являются выгодными.
«Дожимать каждый раз до максимума – это нечестно. Мы работаем на длительную перспективу, а не на одноразовый заработок. Должны выигрывать все, а не только инвестор».
Украинскому и иностранному бизнесу в Украине нужны не налоговые каникулы, а доступные, дешевые кредиты для развития. Если у тебя есть ресурсы для реализации своих идей, то и налоговые каникулы не нужны.