Несмотря на новости о коронавирусе и карантине, в Украине происходит множество других знаковых событий, которые могут влиять на деятельность той или иной сферы жизни, компании и отрасли. Поэтому обращаем внимание на другие события в стране, которые способны повлиять на ее экономику. Кабинет Министров создаст три новых центральных органа регулирования градостроительства вместо Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ).
Подробнее о том, как будут работать новые органы, Mind рассказывал в материале «Пятница, 13-е: как и зачем принята ликвидация ГАСИ».
Как эту реформу оценивает строительная отрасль и как все нововведения будут работать на практике, рассказал Mind эксперт в области девелопмента и строительства, владелец ИСК «Феникс Групп» Назар Бенч.
Новость о ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) разделило представителей строительного бизнеса Украины на два лагеря. Одни утверждают, что реформирование структуры поможет оптимизировать и разделить функции, и это в итоге сведет коррупционные схемы на нет. Другие же уверены, что создание трех органов еще больше усложнит систему и станет причиной новых манипуляций со стороны чиновников.
Ведомство было создано в 2014 году и отвечало за реализацию государственной политики в сфере архитектурно-строительного контроля и надзора.
Среди ключевых направлений ГАСИ:
Таким образом, структура отвечала за выдачу разрешений и надзор на всех этапах строительства – от получения разрешений до введения объекта в эксплуатацию.
Злоупотребления в вопросах градостроительства – одна из главных проблем ГАСИ. С момента отвода земельного участка застройщикам нужно было пройти целый ряд разрешительных процедур – получить градостроительные условия и ограничения, технические условия, получить необходимые разрешения и согласования для начала строительных работ, что в целом всегда содержало в себе коррупционную составляющую. В результате это влияло на стоимость квадратного метра объекта.
К слову, это одна из причин, почему в нашу страну практически не заходили иностранные инвестиции. Например, в год Украина с натяжкой привлекает $300 млн в коммерческую недвижимость. В то время как в соседней Польше этот показатель в 2018 году был на уровне $7 млрд. Инвесторы банально боятся внутренней бюрократической системы и недобросовестных чиновников.
Логичное решение проблемы – разделение функционала ГАСИ на разрешительный и контрольный. Однако вопрос квалифицированных кадров и построения прозрачной системы остается открытым.
Отмена разрешения на строительство, упрощение процедур, минимизация пакета документов, необходимых для начала работ по возведению объекта, сертификация застройщиков и криминальная ответственность – первые шаги реформы.
Следующий этап (запланирован на январь 2021 года) – страхование рисков в строительстве. Подобная практика давно востребована в мире. Например, в Великобритании, Польше, Германии, США страховое обеспечение является нормой и охватывает едва ли не все аспекты отрасли.
Страхуют все этапы, начиная от заключения договора с подрядчиками и до завершения строительства объекта с последующим вводом его в эксплуатацию. А также проектные работы, технику, оборудование и материалы; задержки в сроках старта и/или завершения строительства и т. д. Страховые компании полноценно включаются в процесс возведения объектов, когда привлекаются средства физических, юридических лиц или государства.
Страховые компании, частично выполняя функцию контроля и надзора, будут покрывать риски при проектировании и строительстве. На данный момент такие компании еще необходимо создать. Также в Украине пока нет механизмов оценивания рисков.
Кроме того, система требует изменения подхода, в частности, децентрализации созданных ведомств.
Строительная отрасль уже давно нуждалась в реформировании. Не исключено, что нововведения (в частности, персональная ответственность, электронный документооборот) поспособствуют улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций в Украину. Однако следует учитывать, что на качественную и полноценную имплементацию реформы необходимо время.