Экономический кризис, вызванный глобальной эпидемией коронавируса COVID-19, ударил по многим рынкам, включая топливно-энергетический. Перед бизнесом в разных странах встал вопрос, как минимизировать потери и выработать оптимальный сценарий управления компаниями в условиях падающей экономики. При стремительном снижении цен на нефть и особенно природный газ, «зеленой» энергетике становится все сложнее конкурировать с ископаемым топливом за интерес потребителей.
Кроме того, эпидемия рано или поздно схлынет, и государствам придется приложить много усилий для восстановления экономики и промышленного производства. Поэтому спрос на газ, как наиболее безопасный вид «классического» топлива, будет стремительно расти.
Модель энергопотребления у каждой страны уникальна. Но также очевидны и общемировые тренды, задающие тон в развитии энергосистем. О том, в каких сферах природный газ может быть наиболее востребован в Украине, специально для Mind рассказал Владимир Шведкий, СЕО энергетического провайдера ETG.UA.
Сегодня природный газ в мире занимает особую позицию. Например, в Европе в 2019 году использование «голубого топлива» в производстве электроэнергии вышло на новый уровень – доля в общей генерации составила почти 22%. Кроме того, увеличивается спрос на использование природного газа и его производных на транспорте. Поэтому сейчас важно в полной мере осознать перспективы, которые открываются перед Украиной, а парламент и правительство обязаны включить их в повестку дня. Теперь рассмотрим основные сферы применения более детально.
Переоборудование и трансформация транспортного сектора со светлого топлива нефтяных продуктов на природный газ – метан, так называемый CNG – это действительно эффективные меры по снижению негативного влияния на экологию. Кроме того – газ более экономичен.
В Европейском Союзе увеличивается спрос на использование природного газа в разных его вариациях в сфере транспорта. Это новый мировой тренд, которому следуют крупные автопроизводители и целые государства. Все потому, что газ – доступное, эффективное и экологичное топливо.
Лидерами по количеству автомобилей на газе являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, но и в Украине наблюдается спрос на такой транспорт. Расширение сети метановых заправок привлекало бы серьезные инвестиции. Сейчас только в нескольких городах-миллионниках реализовываются такие соответствующие программы, но их должно быть больше. Те же города-миллионники, при наличии доступного финансирования, могли бы развивать направление гражданского транспорта на метане.
Производство электроэнергии за счет природного газа актуально, экологично и эффективно как для базовой нагрузки, так и для маневренных мощностей. Сегодня газ стремительно дешевеет. Цена уже достигла 20-летнего минимума и, скорее всего, тенденция кардинально не изменится. В Европе наблюдается тенденция к переходу на использование природного газа для генерации электрической энергии. В 2019 году доля «голубого топлива» в выработке электроэнергии составила почти 22%. И дело здесь не только в цене, но и в большей экологичности.
У Украины есть экономическая целесообразность в строительстве мощностей генераций на природном газе для замещения угля. Но это – в перспективе, а основным преимуществом газовой генерации на данный момент являются так называемые маневренные мощности для балансировки объемов энергосистемы. Именно балансировка и маневренность – это главный вызов для украинской энергетики.
Активная экспансия возобновляемых источников энергии (в первую очередь – солнечных и ветроэлектростанций) привело к нехватке маневренных мощностей, призванных компенсировать перепады в сети, возникающие из-за невозможности предсказать мощность выработки. Объемы энергии, которые производят такие станции, во многом зависят от погоды. А она меняется достаточно быстро, от чего и возникают перепады.
Оператор системы передачи все еще не озвучил условия и тарифы на подключение маневровых мощностей. Если это будет сделано, то можно ожидать увеличения потока инвестиций в отрасль в целом и в балансирующие станции – в частности.
На сегодня в Украине нет ликвидной газовой биржи или по-другому – хаба. Он подразумевает совокупность инструментов, с помощью которых участники газового рынка (потребители, трейдеры, добычные компании и импортеры) могли бы обмениваться ресурсом на рыночных условиях, используя индикативы, которые отражаются на этой бирже.
Вопрос создания газового хаба остро стоит уже не первый год. Его поднимают как представители энергетического сообщества Европейского союза, так и Украины. Но пока что наш рынок больше похож на средневековый базар, на котором сделки проходят хаотично и «по-дружески» (в телефонном режиме). Основные индикативы сейчас – это биржи европейского союза и ликвидные хабы (голландский TTF, Немецкий NCG и другие). В Украине все ориентируются на них, и импортные котировки внутри страны рассматриваются как импортный паритет.
Биржа сможет появиться в Украине, если ТСО начнет закрывать свои небалансы в ходе торгов, что позволит сформировать первоначальную ликвидность на бушующей бирже (газовом хабе), а также, сделать прозрачным методику формирования цен суточных небалансов. Тогда участники газового рынка смогут продавать/покупать небалансы каждый день.
Украина входит в пятерку крупнейших потребителей природного газа среди стран Европы. Соответственно, мы бы могли стать реальным хабом, который имеет свои показатели, индикативы и задает тренды на рынке природного газа Европейского союза. Но между нашими желаниями и их реализацией лежит большой путь, на который мы ступили четыре года назад при запуске газового рынка.