Налогообложение ІТ-сектора – одна из самых популярных тем среди законодателей. В частности, недавно в обществе и среди специалистов этой сферы активно обсуждалась идея создания пятой группы физических лиц – предпринимателей и отмены возможности для этой группы заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).
Подробнее об этом – в материале«Трансформация «ФЛП-5»: что предлагают IT-отрасли».
Сегодня о том, какие новшества предлагали в этой сфере ранее, оправдана ли идея с отменой ВЭД и какие последствия могут быть от ее введения, рассказала Mind юрист практики по разрешению налоговых споров KPMG Law Ukraine София Барановская.
Сейчас ІТ-специалист может работать как обычный наемный работник, платить 18% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 1,5% военного сбора. Кроме этого, работодатель за такого работника обязан уплатить единый социальный взнос (ЕСВ) по ставке 22% от минимальной заработной платы с максимальным пределом в 15 минимальных заработных плат. В итоге работодатель и работник удерживают и уплачивают суммарно 41,5% налогов и взносов по заработной плате.
Второй вариант сотрудничества в этой области более распространен – оформление ФЛП третьей группы по упрощенной системе налогообложения и с уплатой единого налога по ставке 5%. ЕСВ уплачивается ежемесячно в размере 22% от минимальной заработной платы. В общем отчисления составляют 5% от полученного дохода и ЕСВ в размере 1039,06 грн.
Упрощенная система налогообложения и низкие ставки налога являются основными причинами, по которым более 80% IТ-специалистов в Украине работают именно как ФЛП.
В то же время одной из ключевых причин развития IТ-сектора в Украине является именно такие преференции, по сравнению с налогообложением в других странах. Возможно, именно из-за ставки правительства Украины на содействие развитию IТ-индустрии, налоговые органы крайне редко проводят проверки налогоплательщиков ФЛП, предоставляющих IТ-услуги.
В этом случае стоит обратить внимание на тот факт, что разница между наемным работником и ФЛП заключается не только в налогообложении, но и в правах и обязанностях, которые на таких лиц возлагаются.
В частности, трудовые отношения возлагают на работодателя дополнительные обязанности в виде обеспечения условий труда. Например, предоставление офисного помещения, ноутбука, канцелярии, иногда даже обеспечение работников питанием, предоставление оплачиваемых отпусков, больничных, стабильная ежемесячная выплата вознаграждения в виде аванса и заработной платы, ответственность за уплату и начисление налогов и тому подобное.
Если отношения ФЛП и заказчика услуг напоминают вышеупомянутые критерии, то существует риск переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и доначисления налоговых, финансовых и применения административных и даже уголовных санкций.
Начиная с февраля 2019 года на общественное обсуждение было вынесено несколько законопроектов, которые предлагали внести изменения в регулирование деятельности представителей IТ-сектора.
Поскольку с риском переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые в этом случае столкнулись бы почти все IТ-компании и ряд других отраслей, которые активно используют модель сотрудничества с ФЛП, этот законопроект вызвал шквал критики и дал законодателю понять, что такие изменения однозначно не поддержит общество.
Сейчас этот законопроект отозван.
Ставку ЕСВ также предлагалось снизить с 22% до 5%. Это предложение выглядело как попытка превратить IТ-специалистов с ФЛП в работников и предоставить им больше трудовых прав и обязанностей. Сейчас этот законопроект также отозван.
Недавно снова появилась информация, что пятая группа ФЛП все-таки будет введена, однако с некоторыми изменениями. В частности, предложено, чтобы минимальный размер ЕСВ составлял единичный размер минимального страхового взноса. Также хотят возложить обязанность на ФЛП по уплате военного сбора и ввести прогрессивную ставку налога на «развитие человеческого капитала».
Однако наиболее интересное новшество заключается в предложении для этой группы ввести запрет на осуществление внешнеэкономической деятельности. Обосновывается такая идея целью государства стимулировать иностранные компании создавать представительства или юридические лица на территории Украины и облагать налогами здесь их деятельность.
Сейчас профильный Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» не устанавливает запретов на осуществление внешнеэкономической деятельности ФЛП.
Кроме того, очень часто иностранные лица не хотят регистрироваться на территории Украины не только с целью избежания налогообложения, а именно из-за нестабильной национальной финансовой и правоохранительной систем, отсутствия реальной защиты имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности.
Нововведение может способствовать лишь изменению структурирования деятельности компаний IТ-сектора в Украине, в частности ФЛП пятой группы могут заключать договоры не с получателем услуг – нерезидентом напрямую, а через юридическое лицо, зарегистрированное на территории Украины, которое будет получать минимальную маржу.
Поэтому к значительным налоговым последствиям в виде наполнения государственного бюджета это может не привести.
А значит, под вопросом остается налоговая эффективность по результатам внедрения предложенных изменений и возникает вопрос, не будут ли способствовать они дискриминации представителей IТ-сектора и замедлению развития IТ-индустрии в Украине?
Вышеприведенные предложения пока не изложены в форме нового законопроектf и отсутствуют на официальном сайте Верховной Рады Украины.
Кроме того, вряд ли в ближайшее время такие изменения будут внесены, ведь власть сейчас больше волнует эпидемия коронавируса (COVID-19). Конечно, последствия этой эпидемии, очевидно, значительно повлияют на бизнес и наполненность государственного бюджета.
Однако значительное внимание к IT-индустрии свидетельствует о том, что есть желание изменить регулирования этого сектора экономики.
Остается только вопрос, услышат ли представителей IT-индустрии за столом переговоров, следствием которых должна стать win-win альтернатива.