Верховная Рада еще в начале января 2020 года приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании администрирования налогов, устранении технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» (№1210).
Документ предусматривает введение правил контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО) и направлен на борьбу с выведением капитала в низкодоходные юрисдикции.
Детальнее об этом в материалах Mind «Все серьезно: как депутаты перекраивают налоговое законодательство» и «Налоговое законодательство: о «светлой стороне» офшоров».
Несмотря на то, что документ был принят еще в начале года, он уже несколько месяцев находится на подписи у президента (ему передали закон еще в начале февраля). А значит, новации до сих пор не вступили в силу.
Что же предусматривает данный документ и чем грозит такое затягивание с вступления закона в силу, рассказал Mind старший партнер Vigilant Forensic Boutique, член наблюдательного совета Global Spirits, ТМ Хортица Артем Ковбель.
Кот в мешке – это выражение очень точно отражает суть нового-старого законопроекта №1210. Ведь его нет в открытом доступе с момента принятия Верховной Радой, и мы не знаем, за какую конкретно редакцию голосовали депутаты.
Несмотря на это, документ уже отправили на рассмотрение президенту. Закону даже присвоили порядковый номер – 466. С одной стороны, это косвенный намек, что закону быть. С другой – 15-дневный срок, в течение которого Владимир Зеленский должен был одобрить (или отклонить) текст закона, уже давно истек.
Но о судьбе документа до сих пор ничего неизвестно. Будет он или нет, и если да, то в каком варианте – непонятно. По какой-то причине законодатели сохраняют интригу. После начала карантина в Украине ситуация стала еще более неясной.
Учитывая увеличивающиеся дыры в государственном бюджете, есть опасения, что законопроект №1210 все же будет введен в действие. Ведь его главная цель – борьба с офшорами и усиление контроля за ТЦО. В условиях кризиса эти меры обретают особую значимость. Но поможет ли это Украине? Попробуем разобраться.
Законопроект №1210 предусматривает следующие преобразования.
Последним придется подавать не два, а три вида документов по ТЦО:
1. Локальный файл.
2. Мастер-файл.
3. Отчетность в разрезе стран (country-by-country reporting или просто CbCR).
Но тут есть условия. Например, подача отчета в разрезе стран обязательна для международных компаний, чей уровень консолидированного дохода превышает 750 млн евро.
Помимо этого, должно выполняться одно из приведенных ниже требований:
Отчитываются в таком документе за финансовый год, установленный материнской компанией. Подается он также в течение 12 месяцев после окончания установленного финансового года.
Мастер-файл подается в случае, если совокупный консолидированный доход международной группы компаний за финансовый год, предшествующий отчетному, равен или превышает эквивалент 50 млн евро.
Такого рода отчетность должна быть подана не ранее 12 и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года, установленного международной группой компаний, к которой относится сам налогоплательщик.
Введение трехуровневой системы похвально и необходимо. Это то, что в странах Европы в рамках плана BEPS уже давно стало обыденностью. Вопрос в другом: сможет ли отечественная налоговая оперативно проверять предоставленный массив данных?
Проверки и ответы из налоговой и так постоянно запаздывают, а если налогоплательщики будут подавать еще больше документации, чем раньше? Что будет тогда?
Тем более законопроект №1210 еще больше ужесточает процесс проверки. Согласно подпункту 14.1.231 в версии от 30 августа 2019 года, операции компаний будут проверяться более тщательно в том числе на наличие так называемой деловой цели.
В первую очередь внимание будут уделять контролируемым операциям, связанным с покупкой/получением:
Если проверка выявит отсутствие деловой цели (или несоответствие правилу «вытянутой руки») – налогоплательщику грозит:
Например, налоговики самостоятельно смогут увеличивать сумму налога для плательщика. И это тоже неплохо, в мире подобное не ново. Однако мы все знаем, насколько коррумпированы налоговые службы в Украине. Гарантий, что они не будут превышать полномочия, нет никаких.
Даниил Гетьманцев, автор законопроекта №1210, уточнял, что решение о корректировке финансового результата можно обжаловать в судебном порядке. Но опять-таки мы все знаем, насколько ненадежна судебная система в Украине. И как «быстро» она работает. Исходя из этого можно уверенно прогнозировать: проблемы будут.
Еще одно новшество: налоговики смогут привлекать налогоплательщиков-нарушителей к ответственности за «умышленное невыполнение (ненадлежащее выполнение) требований налогового законодательства».
Например, в случае несвоевременной уплаты согласованного налогового обязательства при просрочке до 30 дней применяется штраф в размере 5% от суммы, более 30 дней – 10% от суммы налогового долга.
И кстати, о штрафах. Напомню, за неподачу отчетности по ТЦО грозит штраф в размере 300 прожиточных минимумов (п.п.120.3 НКУ). Если отчетность вы подали, но решили некоторые контролированные операции не декларировать, размер штрафа составит 1% от общей суммы незадекларированных операций.
Если плательщик подает отчетность по ТЦО позже установленного срока, то сумма штрафа составит 1 размер прожиточного минимума за каждый день просрочки (п.п.120.4 НКУ).
Для КИК предлагается ввести налог с нераспределенной прибыли по двум ставкам:
При этом уточняется, что подобная мера будет применяться только для тех КИК, доходы и место регистрации которых относятся к офшорным зонам и странам с упрощенным налогообложением.
Бенефициары также обязаны предоставлять отчетность по своим КИК. И тут нет большой разницы, юридическое вы лицо или физическое.
Если вы когда-то зарегистрировали зарубежную компанию, пусть даже уже не используете ее и вообще давно забыли про нее, – отчетность все равно нужно предоставлять. Иначе – штрафы.
В ранних редакциях законопроекта предусматривались без преувеличения космические суммы штрафов. Если точнее, за несданный отчет по КИК планировался штраф в размере 1000 минимальных зарплат. Это около 5 млн грн. Для сравнения: сумма залога за убийство средней тяжести (ст. 182.5 УПК) варьируется от 1 до 20 минимальных зарплат. Получается, убить в нашей стране не так преступно, как не сдать отчет.
В более поздних редакциях суммы были уменьшены. Но сейчас, когда финальной версии законопроекта нет в наличии и законодатели никак не комментируют его судьбу, говорить о цифрах уже трудно.
Стоит отметить, что при желании собственники могут отказаться от своих КИК. На этот случай законодатель подробно описал методику действий, предложив даже налоговую амнистию в награду за отказ от иностранного «балласта». Но процедура отказа в целом довольно витиеватая и провести ее нужно успеть в узкие сроки – не все успеют.
Но прежде чем принимать решение отказываться или нет от КИК, имеет смысл проанализировать все законодательные риски. А вот этой возможности законодатель бизнес как раз и лишил, ведь финальной версии законопроекта №1210 со всеми внесенными правками в открытом доступе нет. На что рассчитывают законодатели с таким подходом – непонятно.