Мало кто задумывается, когда заходит в магазин за продуктами, как и когда эти продукты туда попадают. Какие объемы продукции и скольким магазинам необходимо доставить одному перевозчику за один рейс. А если это свежий хлеб, для которого важно сохранить аромат и хрустящую корочку? Главная задача производителей такой продукции – сократить промежуток времени от ее производства до встречи с покупателем. А обеспечить ее реализацию можно с помощью правильно выстроенной логистики.
Поскольку деятельность многих компаний связана с этой сферой, Mind предлагает изучить опыт тех, кому пришлось оперативно решать новые и неожиданные логистические задачи во время карантина.
На что стоит обратить внимание, организовывая доставку своей продукции, о преимуществах собственного автопарка во время карантина, о возможностях аутсорсинговых перевозчиков и трендах в этой сфере рассказал Mind руководитель бизнес-направления логистики HD-group Олег Чемоданов.
Логистика свежего хлеба – это ежедневно одни и те же точки и маршруты доставки, схожие объемы и повторяющийся ассортимент. Но, несмотря на кажущуюся простоту этого процесса, на большинстве хлебозаводов возникают одни и те же ошибки и одинаковые вопросы.
Хлеб должен быть в торговых точках с самого утра в полном объеме и свежий – это аксиома. Поэтому времени, отпущенного для доставки этого продукта, очень мало, а потребитель весьма привередлив. Достаточно опоздать с доставкой на 15–20 минут – и начинаются жалобы. Но обратная сторона медали – это транспортные затраты.
При этом доля затрат на доставку хлебобулочных изделий (ХБИ) самая высокая в сравнении с доставкой других продуктов питания.
Ответим на ключевые вопросы, касающиеся транспортных затрат по маршрутам, которые возникают чаще всего:
Эти цифры не аксиома, и не факт, что они подойдут для вашей компании. Но такие правила должны быть определены для уменьшения конфликтов между отделами логистики и продаж и для повышения эффективности их работы. «Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, но всего, что измеримо, возможно достичь» (Билл Хьюлетт).
Мы не будем говорить о выборе между гужевой и автотранспортной логистикой, а поговорим о выборе способа доставки с помощью собственного автопарка или аутсорсинга.
Аутсорсинг не может быть дешевле собственного автопарка, если:
Сервис при доставке свежего хлеба – это ваша функция и ключевое преимущество. «Никогда нельзя отдавать на аутсорсинг те функции, от которых зависит репутация компании» (Тони Шей). Вы можете прописать в договорах огромное количество штрафных санкций и ограничений, но вернуть лояльность клиентов это не поможет.
К примеру, в HD-Group есть как внешние перевозчики, так и собственный автопарк. Собственный автопарк выделен в отдельное юридическое лицо со своим бюджетом и финансовым результатом. Мы регулярно сравниваем стоимость услуг внешних перевозчиков с услугами нашего.
Ключевые задачи собственного автопарка:
И с этими задачами наш внутренний перевозчик справляется.
Удобства в управлении собственным автопарком стали особенно заметны во время карантина. Чтобы максимально обезопасить клиентов и водителей HD-group от распространения COVID-19, мы разработали и ввели ряд санитарных норм:
Конечно же, и внешние перевозчики выполняют все наши требования, но особый контроль осуществляется именно за своим персоналом.
Еще хотелось бы сказать пару слов о развитии логистики в целом и о том, куда непосредственно логистика хлеба будет двигаться в ближайшие 5 лет:
И в конце хотелось бы вспомнить слова Нельсона Джексона: «Я не верю в то, что кто-то может выполнять сегодняшнюю работу вчерашними методами и остаться в бизнесе завтра».
Давайте расширять горизонты и развиваться вместе!