Глава НБУ Яков Смолий написал и подал президенту Украины заявление об увольнении по собственному желанию. Как пояснили в Центробанке, в течение длительного времени на НБУ «осуществляется систематический политическое давление».
Каким образом эта кадровая новость повлияет на экономку страны, в частности – на курс гривны, Mind рассказал экономист Даниил Монин.
Отставка главы Национального банка стала неожиданностью. Яков Смолий присутствовал на Нацраде реформ и, хотя там за три часа не сказал ни слова, в последнее время Нацбанк наконец начал проводить адекватную текущей ситуации политику и даже рекордным способом снизил учетную ставку до 6%.
Конечно, тут же экспертная среда, ориентированная на западных доноров, ожидаемо пошла в наступление, и со всех сторон посыпались угрозы. Для меня они в основном смешны. Потому что эти эксперты не понимают одной простой истины: если институция держится на одном человеке, то тогда можно ставить крест на институции – ее просто нет!
Особенно удивляют эксперты, которые начали рассказывать про крах гривны и выдумывать прочие пугалки – о курсе 30 грн/$ завтра и тому подобное.
Давайте посмотрим на цифры и подумаем, что нас ждет в ближайшем будущем относительно курса гривны.
Автор этих строк специально изучил платежный баланс за пять месяцев от НБУ, который дает пищу для размышлений и принятия решений.
Попробуем озвучить основные факторы.
Да, спекулянты могут раскачать курс. Да, иностранцы могут активнее начать уходить из ОВДП. Хотя такой̆ шантаж они уже использовали при увольнении Гончарука. Поэтому теоретически курс может просесть в ближайшие дни. Но объективно, пока не снимется карантин и не запустится внешний̆ туризм, и пока границы перекрыты, у нас скорее все эти факторы играют на плюс гривне.
Поэтому пока не вижу объективных факторов, которые будут гнать курс вверх. Сбить панику для НБУ – вообще не проблема с такими резервами. В марте Национальный банк спокойно потратил $2,3 млрд. И их уже реально вернул в следующие месяцы. Так что прогноз таков: до конца лета гривна, скорее всего, будет крепче 27,5.
Конечно, открытым остается вопрос о новом главе. Выскажу свое субъективное мнение на этот счет.
Основная претензия, которую можно предъявлять Нацбанку, – слишком большой̆ перекос политики в сторону минимизации инфляции, который приводит к торможению экономического роста и практически полному отсутствию кредитования реального сектора экономики. Поэтому нет смысла менять Смолия на лиц, которые поддерживали текущую политику НБУ.
Считаю, что Нацбанк должен не только в кризис уделять важное внимание политике экономического стимулирования. С этой точки зрения в качестве главы НБУ я больше вижу Богдана Данилишина и Игоря Уманского, которые по взглядам придерживаются такого подхода в работе Национального банка.