Коронакризис стал непростым испытанием для всего мира, а также существенно изменил подходы к ведению бизнеса. Многие компании стремятся внедрить у себя новые технологии, но не всегда эта идея приживается или получается не тот результат, на который рассчитывали при запуске.
Какие основные ошибки при этом совершают компании и как их избежать, рассказал Mind СЕО Skykillers, резидент Reactor.ua Юрий Качкарда.
Skykillers начала реализовывать разработку новых цифровых продуктов в 2016 году. Компания воплощает готовые идеи для крупного бизнеса.
Разработка и запуск нового цифрового продукта, который ориентирован на конечного потребителя, является частью цифровой трансформации бизнеса. Это одна из действенных стратегий адаптации бизнеса к существующим реалиям. Covid-19 только ускорил процессы активного движению в эту сторону. В частности, самый большой американский рынок показывает рост сегмента е-коммерс на уровне более 30%. Это означает, что, если тенденция сохранится, офлайн-ритейл потеряет большую часть своих клиентов, и это будет стимулировать трансформацию бизнес-моделей в сторону новых цифровых продуктов.
Украинские реалии отличаются лишь объемом рынка и количеством его клиентов, а тенденция к разработке и запуску цифровых продуктов сохраняется. Наши наблюдения, как сервисной команды, показывают, что наиболее активные игроки из традиционных индустрий – телеком, банки, газ/нефтепродукты, сервисные проекты, энергетика.
Новые цифровые продукты – это уточнение идеи, разработка или структурирование ценностного предложения будущего продукта, проверка и подтверждение идеи, интерактивное прототипирование, разработка и запуск MVP.
Как увеличить шансы на успех нового цифрового продукта или нового направления бизнеса – давайте разберемся, рассмотрев типичные ошибки, с которыми нам пришлось столкнуться.
Пожалуй, это самая распространенная ошибка бизнесов сейчас. Удалось продать идею внутри, найти бюджет, определить ответственных внутри компании и даже вдохновить команду на «все получится». Многие бизнесы решают делать мобильное приложение или какой-нибудь маркетплейс – это самые популярные платформы или модели цифровых продуктов, с которыми мы сталкивались.
Далее начинается поиск рук или тех, кто готов и может это разработать. Как правило, процесс поиска команды разработчиков проходит быстро. Составляется техническое задание, согласовывается объем работ и фиксированный бюджет на разработку. И полетело.
Идет время. Обычно это срок от 6 месяцев до года. Часто происходит еще и смена команды из-з разногласий в процессе работ – как правило, это сроки, или команды «отваливаются» на этапе, когда видят первые релизы, как это выглядит или работает.
Почему так происходит и что с этим делать? Ключевая проблема кроется в простом – шансы на успех новых цифровых продуктов у больших компаний или корпораций приравниваются к такой же статистике, как и у технологических стартапов (умирают 92% запущенных проектов, Startup Genome Report). А это означает, что необходимо применять лучшие практики и модели (фреймворки) разработки новых продуктов, как и у технологических стартапов.
И нет ничего странного в том, что бизнес желает сделать побыстрее и получить продукт, как можно скорее. Инновации всегда идут рядом с высокой вероятностью ошибок и неудач, а ожидание мгновенного результата – нормальное явление среди лидеров бизнеса.
Если вы находитесь сейчас на этом этапе или узнали себя – лучше остановиться и откатиться на один этап назад и все же проработать интерактивный прототип продукта, проверить его и уже затем определять минимальный функционал первой версии продукта, искать решение с разработкой.
Интерактивный прототип вашей идеи позволит, прежде всего, определить единое понимание всей команды, как будет будущий продукт не только выглядеть, но и работать. Например, все действия по интерактивному прототипированию можно сделать в сервисе Figma.
В основном нам приходилось сталкиваться с тем, что работу над идеей нового цифрового продукта проводили команды из маркетинг-департаментов. С хорошим вовлечением СЕО или руководителей С-уровня. Только в одном кейсе, работая над тендером для одного крупного банка, работа команды происходила в специально созданном департаменте и даже другом офисе. Банк нанял консультантов из Big Four, и первым шагом проекта стало формирование отдельного направления в виде инновационного бизнес-юнита.
В подходе, когда разработка нового цифрового продукта идет на базе существующей структуры, происходит следующее – команды теряют темп проекта еще на ранних стадиях, устают от новых процессов и сталкиваются с конфликтом интересов. Ведь у них была и есть старая работа и задачи, которые нужно выполнять.
Новый цифровой продукт требует прежде всего подхода спринтов и применения методологии, которая предполагает еще и другую культуру проектного управления.
Какой выход? Начинать с малого, и прежде всего вывести «новое» за пределы и рамки существующей структуры, новый юнит. Последний, или его еще называют outpost, работает по своим и новым правилам, не зависит от существующего направления.
Преимущество такого подхода состоит в том, что новое направление позволяет создать свою культуру технологического стартапа и не получить «вирус» старых процессов и подходов. Обеспечить фокус и концентрацию. При этом важна и интеграция вновь созданного outpost с текущей структурой. В идеале такая интеграция происходит через СINO со стороны outpost и CEO со стороны компании.
В инновационных проектах, где степень неопределенности зашкаливает, оценить конкретные сроки готового и успешного продукта или проекта невозможно. В этой связи следует и фиксированный бюджет – разрабатываем за 4 месяца и 100 единиц бюджета. В такой модели все стороны нацелены выдержать сроки и бюджет, а не создать новую ценность продукта для будущих клиентов.
Оценка временных ресурсов наиболее эффективна в модели спринтов. Определяется конкретный объем работ, и он отводится в спринт. Ключевое правило заключается в том, что текущий спринт отменить нельзя, но можно откорректировать последующий или вовсе его отменить. Такой подход предполагает проработку максимального количества правильных и неправильных решений. Если вы отмените работы в процессе – вы не узнаете конечный результат.
Оценка стоимости проекта наиболее релевантна в оплате работы команды по модели Time and Material. Суть модели состоит в оплате времени команды, которое было потрачено на выполнение задач. Гибкость состоит в том, что команда может резко изменить процесс разработки (не важно, это дизайн в целом или инженерная разработка) в любое время, когда это нужно проекту. Это идеальная мотивация для всех сторон.
Команда разработки нацелена создать ценность и результат, независимо от того, какие задачи потребуется выполнять (понятно, что в рамках своих компетенций), а клиенту или стейкхолдерам – быть максимально вовлеченными в процесс, так как любые задержки на утверждения или согласования оплачиваются. А привычная всем фиксированная смета подходит только для простых проектов, где объем работ известен заранее.
Разрабатываем большое количество функций нового цифрового продукта, чтобы максимально удовлетворить пользователя (клиента).
В этом и кроется проблема неудач – создавать продукты, которые просто не нужны клиентам. Без подтверждения гипотез и проблем каждый новый функционал – просто увеличивает бюджет и сроки разработки.
Как это исправить? Создавать минимально жизнеспособный продукт (MVP). На первом этапе, для того чтобы определить минимальной набор функций, рекомендуем использовать матрицу приоритетов – сложно или легко для реализации; желательно или обязательно для пользователя.
Основной критерий успешного MVP – он должен вызывать желание купить. И немаловажным остается факт скорости, в том числе и скорости потерпеть неудачу. Для многих бизнес-моделей фактор скорости выхода на рынок является ключевым. А это практически невозможно осуществить с помощью продукта с большим набором функций. И невозможно построить новый продукт, не общаясь с клиентами.
Отличие цифрового продукта от физического – каждое действие пользователя (клиента) в модели цифрового продукта можно отследить и измерить (в отличие от офлайн-продуктов, где часто это проблематично).
Большинство команд, с которыми нам удалось поработать, настолько устают от длительного процесса неопределенности, разработки и жаждут результатов – включают массированную рекламную кампанию, чтобы получить новых клиентов. Или в процессе разработки создают бренд, при этом не зная, что же получится на выходе.
На практике действительно сложно запускать эксперимент либо MVP без названия или в сыром виде, но суть диджитального мира сводится еще и к узкому таргетированию, что означает, что ваш эксперимент не увидят все ваши клиенты или миллионы пользователей.
В случае с массированной рекламной кампанией мы получаем, как правило, просто трафик и в лучшем случае новых клиентов. А как только рекламная кампания заканчивается, происходит отток пользователей-клиентов, потому что они не возвращаются.Бренд стоит создавать только в том случае, когда вы получили подтверждение роста или нашли рынок.
Как это можно исправить? Определить критерии эффективности и метрики отслеживания ключевых показателей еще на этапе тестирования или валидации гипотез. Приоритизировать показатели эффективности и решить, как мы будем собирать и сегментировать данные наших клиентов или экспериментов. Суть сводится к тому, чтобы максимально быстро перейти от этапа MVP к этапу подтверждения решения проблем клиентов за счет уже первой версии продукта.
Не допускать ошибок невозможно, и чем быстрее и больше мы их совершаем, тем выше вероятность успеха. В любом случае стоит начинать с формирования ключевой команды проекта, выделить ее в отдельное направление.
Для того чтобы ускориться – привлекать сервисные команды на проект, которые помогут в построении первой версии продукта c постепенным рекрутингом собственной команды. И не нужно питать иллюзий, что идеальную конфигурацию команды вы сможете собрать уже на первом этапе: вы не знаете, какая она будет и какая нужна в процессе работ. Поэтому идеальная формула – часть своей и часть внешней на проект.
И самое главное – добиться единого понимания культуры эксперимента внутри.
Давайте создавать больше цифровых продуктов, которые полюбят клиенты!
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.
Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Компаниям, имеющим потребность в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы собственники и ТОП-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.