Налоговая уже в смартфоне: что умеет новое мобильное приложение от ГНС
И какие функции в нем появятся в будущем

Государственная налоговая служба (ГНС) в конце сентября анонсировала запуск собственного мобильного приложения, которое называется «Моя налоговая». Оно доступно владельцам устройств на операционной системе как Android, так и iOs.
По сути, это аналог электронного кабинета налогоплательщика, но в усеченном варианте. Мобильное приложение содержит данные о плательщике, дает возможность узнать о наличии налоговых долгов, а также с его помощью можно подать декларацию об имущественном состоянии и доходах.
По данным ГНС, только за первые сутки приложение установили на свои гаджеты более 7000 пользователей.
Mind протестировал мобильный сервис налоговой и разобрался в его возможностях.
Авторизация и основной функционал. Внешний вид приложения предельно простой. После его запуска, пользователя встречает страница входа. Попасть внутрь системы можно двумя способами.
Первый – это с помощью электронно-цифровой подписи. Приложение поддерживает пару десятков провайдеров, которые выпускают электронные ключи. Это ГНС, «Дія», Приватбанк, Укрсиббанк, Masterkey, «Укрзализниця» и т. д.

Второй вариант входа – через облачную цифровую подпись. В данном случае подойдут ЭЦП от ГНС, Приватбанка, ЦСК «Украина» либо «Дія.Підпис».

Личный кабинет имеет четыре вкладки:
- данные о налогоплательщике;
- уведомления от налоговой;
- услуги (подача декларации, например);
- реестры (плательщиков НДС, плательщиков ЕСВ и т. д.).
Слева вверху есть выпадающее меню, которое содержит информацию, скажем так, технического характера. Это разделы «Вопросы и ответы», «Настройки», «Информация о приложении».
Доступные сервисы. Раздел «Мои данные» содержит базовую информацию о налогоплательщике: ФИО, адрес регистрации, объекты, принадлежащие плательщику (квартира или земельный участок), налоговые уведомления-решения (скажем, о необходимости уплатить налог на недвижимость).
Как будет развиваться приложение дальше. ГНС на своем официальном сайте пишет, что мобильное приложение будет дополняться новыми возможностями «в соответствии с потребностями налогоплательщиков».
Если исходить из планов по диджитализации, которые были озвучены еще в начале 2023 года, можно рассчитывать на то, что в приложении появятся:
- Полноценный сервис по подаче декларации об имущественном состоянии и доходах. Причем декларация уже будет автоматически заполнена. Плательщику останется лишь проверить данные и исправить ошибки, если таковые имеются.
- Цифровой профиль налогоплательщика. Он будет отражать его налоговую историю: наличие задолженности перед бюджетом, нарушений и штрафов. Добросовестные плательщики получат «зеленый» статус и внимание ГНС к ним будет минимальным. Злостные нарушители будут иметь «красный» профиль и попадут под пристальный контроль фискалов.
- Возможность оплачивать налоги и сборы в «пару кликов» благодаря интеграции приложения с банковскими платежными шлюзами.
- Служба онлайн-поддержки ГНС, которая будет работать по принципу аналогичных сервисов у частных компаний: чат-бот, связь с «живым» оператором онлайн.
Предугадать, какими темпами будет развиваться приложение ГНС, крайне сложно. Например, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявлял, что диджитализация ГНС – одна из ключевых задач на 2023 год. Поэтому к началу 2024-го мобильное приложение налоговой должно обрасти новыми функциями.
В разделе «Уведомления» содержатся те сообщения, которые плательщик получал от налоговой. После подачи отчетности ГНС присылает квитанцию о том, что эта отчетность принята. Либо плательщик решил изменить вид экономической деятельности и добавил новый КВЭД. Подтверждение успешности такой манипуляции тоже будет среди уведомлений. Кроме того, налоговая сообщает о суммах налоговых обязательств (по единому налогу, по НДФЛ), которые необходимо оплатить.

Раздел «Услуги» представлен пятью пунктами. Налогоплательщик может:
- получить сведения о своих доходах (разумеется, это именно те доходы, о которых знает налоговая);
- подать декларацию об имущественном состоянии и доходах (на данный момент, доступна подача только той декларации, которая необходима для получения налоговой скидки);
- подать заявление о внесении изменений по форме 5 ДР. Такая форма заполняется при смене фамилии, места проживания, при получении нового паспорта;
- подать учетную карточку физлица по форме 1 ДР. Эта форма предназначена для оформления идентификационного кода (ИНН);
- проверить информацию о расчетах с госбюджетом: о наличии налоговых долгов, о переплате налогов и т. д.


В разделе «Реестры» можно воспользоваться сервисами по поиску фискальных чеков и акцизных марок, а также получить данные из реестра плательщиков НДС, из реестра страхователей (соцстрах) и данные из реестра плательщиков единого налога.

Недоработки и ошибки. Налоговая предупреждает, что приложение функционирует в пилотном режиме. Поэтому далеко не все опции работают корректно и не все работают в принципе.
Что было замечено во время тестирования:
- Иногда приложение не принимает ЭЦП. Приходится «скармливать» ему электронный ключ по два-три раза.
- Адрес налогоплательщика поначалу не отображался. Соответствующая информация подгрузилась только после нескольких попыток входа в приложение.
- Аналогичная ситуация и с разделом «Уведомления»: при попытке загрузить сообщения от ГНС вылетала ошибка.
- Подача заявлений по форме 5 ДР и 1 ДР пока недоступна.
- Поиск по реестру социального страхования и по реестру плательщиков единого налога не дает никаких результатов.

Отзывы других пользователей подтверждают, что приложение нестабильное. Жалобы в основном на проблемы с авторизацией, на отсутствие связи с серверами налоговой и на некорректные/устаревшие сведения о налогоплательщике. Помимо этого, пользователи настаивают на расширении функционала приложения. Чтобы была возможность переоформить утраченный или поврежденный ИНН, к примеру, и получить консультацию от специалиста ГНС онлайн.


Сравнение приложения с электронным кабинетом. Как уже было сказано выше, приложение во многом дублирует электронный кабинет плательщика. Но возможностей у приложения в разы меньше. По крайней мере, пока.
В электронном кабинете можно получить полный набор сведений о налогоплательщике в том числе как о предпринимателе (если он зарегистрирован как СПД). Вплоть до КВЕД, сведений об РРО, о зарегистрированных НДС-накладных, о проведенных проверках.
Кабинет дает возможность вести полноценный обмен документацией с ГНС. С его помощью можно подать декларацию об имущественном состоянии и доходах, декларацию плательщика единого налога, декларацию по НДС; отправить запрос на получение справки из реестра НДС, на перерасчет налоговых обязательств; сформировать акцизную или товарно-транспортную накладную.
Есть в кабинете и раздел для организации учета. Это аналог журнала доходов и затрат для предпринимателей, который упрощает контроль финансовых потоков и позволяет к концу отчетного периода сразу же определить сумму налоговых обязательств.
Как будет развиваться приложение дальше. ГНС на своем официальном сайте пишет, что мобильное приложение будет дополняться новыми возможностями «в соответствии с потребностями налогоплательщиков».
Если исходить из планов по диджитализации, которые были озвучены еще в начале 2023 года, можно рассчитывать на то, что в приложении появятся:
- Полноценный сервис по подаче декларации об имущественном состоянии и доходах. Причем декларация уже будет автоматически заполнена. Плательщику останется лишь проверить данные и исправить ошибки, если таковые имеются.
- Цифровой профиль налогоплательщика. Он будет отражать его налоговую историю: наличие задолженности перед бюджетом, нарушений и штрафов. Добросовестные плательщики получат «зеленый» статус и внимание ГНС к ним будет минимальным. Злостные нарушители будут иметь «красный» профиль и попадут под пристальный контроль фискалов.
- Возможность оплачивать налоги и сборы в «пару кликов» благодаря интеграции приложения с банковскими платежными шлюзами.
- Служба онлайн-поддержки ГНС, которая будет работать по принципу аналогичных сервисов у частных компаний: чат-бот, связь с «живым» оператором онлайн.
Предугадать, какими темпами будет развиваться приложение ГНС, крайне сложно. Например, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявлял, что диджитализация ГНС – одна из ключевых задач на 2023 год. Поэтому к началу 2024-го мобильное приложение налоговой должно обрасти новыми функциями.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].