Фермеры Одесской области недавно пообещали перекрыть трассы из-за отсутствия обещанной помощи от государства на преодоление последствий засухи. Денег они не получили до сих пор.
На что же надеяться аграриям и какую помощь предусматривает законодательство в таких случаях, рассказала Mind партнер ESQUIRES Виктория Ковальчук.
Одна из функций профессионального политика – обещать и давать надежду. Но, когда необходимо незамедлительное реагирование, обещаний уже недостаточно. Ситуация с засухой развивалась на юге Украины не один месяц, а специалисты предупреждали про изменения климата и дальнейшие проблемы еще раньше.
После самоубийства одного из фермеров в Одесской области в мае были анонсированы денежные компенсации – 4500–5000 грн за гектар. Однако, когда ситуация стала критической, оказалось, что обещания так и остались обещаниями.
Попытаемся рассмотреть перспективы помощи фермерам, пострадавшим от засухи, с точки зрения закона.
Порядок использования средств резервного фонда бюджета раскрывает процедуру предоставления денежной помощи фермерам.
Какие выводы можно сделать после прочтения этого акта?
Единое решение о выделении средств из резервного фонда бюджета для всех пострадавших отсутствует. То есть для каждого фермера такое решение принимается индивидуально. Процедура эта длительная (с прохождением всех инстанций) и недешевая (с получением всех справок).
Средства фермеры получают лишь при условии их возвращения. Безвозвратная помощь выделяется, только если более половины хозяйства находится в собственности государства.
В следующем году ожидать государственной помощи тоже не стоит: в соответствии с проектом Закона про Государственный бюджет Украины на 2021 год № 4000 на поддержку аграриев будет выделено всего около 4 млрд грн.
Для примера: в бюджет 2020 года планировалось заложить 8,48 млрд грн для их поддержки (вместо этого заложено 4 млрд грн). Отметим, что даже финансируемые программы поддержки не выполняются полностью. В 2019 году из 5,9 млрд грн освоено 1,5 млрд грн, то есть треть. Таким образом, средства не используются, объемы поддержки не увеличиваются.
В то же время с 2016 года после принятия Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно усовершенствования составления и исполнения бюджетов) на поддержку аграрного сектора (законопроект № 5131) в течение 5 лет планировалось выделять не менее 1% ВВП, который формировался произведенной аграриями продукцией. Поскольку сельское хозяйство приносит Украине около 20% ВВП – средства немалые.
Однако уже в 2019 году эту норму изъяли (законопроект №2144) . То есть государство систематически ограничивает выделение средств из бюджета на поддержку отрасли.
Стратегия орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года уже на 2019–2021 годы предусматривает разработку систем орошения и дренажа на всех уровнях – экономическом, законодательном, техническом. Поскольку на этом этапе деятельность действительно бумажная – оценить ее непосредственно на полях не получится.
4 сентября в первом чтении принят проект Закона о функционировании Государственного аграрного реестра и усовершенствовании государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции № 3295. Если он успешно пройдет еще два чтения – в Украине появится указанный реестр, благодаря которому будет доступна государственная поддержка:
Однако реалии таковы, что Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» предусматривает для производителей разве что более лояльные условия для кредитования.
Единственное действительно ощутимое облегчение, которое мы можем констатировать, – 17 сентября принят проект Закона про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины о ставке налога на добавленную стоимость (НДС) с операций по поставкам отдельных видов с/х продукции № 3656. Документом ставка НДС снижена с 20% до 14% на поставку крупного рогатого скота, свиней, молока, пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, сои, льна, рапса, подсолнечника и других масличных культур, сахарной свеклы.
Исходя из такого широкого списка продукции – закон направлен на поддержку отрасли в целом, а не только пострадавших фермеров (хотя поможет и им).
Есть еще один способ выделить средства фермерам – прямая законодательная инициатива. Далее приведены отдельные законопроекты, которые находятся на рассмотрении в Комитете по вопросам аграрной и земельной политики Верховной Рады и так или иначе касаются поддержки фермеров. Некоторые из них, мягко говоря, «залежались».
Подводя итоги изложенному выше – получить помощь оперативно и бесплатно не выйдет. Действительно, законодатель предусмотрел налоговые льготы с налога на добавленную стоимость, но они мало кого спасут. Будем надеяться, что следующий сезон фермеры встретят уже защищенными от всех возможных рисков.