По данным Госстата, за 8 месяцев 2020 года экспорт товаров составил $30,8 млрд, что на 6,6% меньше, чем за соответствующий период 2019 года, тогда как за 7 месяцев падение экспорта достигало 7,4%.
Несмотря на статистику, выход на внешние рынки, развитие бизнеса и масштабирование продолжают волновать предпринимателей. Как начать эффективно продавать свой товар на международных рынках и какие шаги для этого необходимо предпринять, рассказал Mind СЕО «Новая почта Глобал» Юрий Беневитский.
Выход на международной рынок для каждого предпринимателя сопровождается тревогой. Мы не знаем, что нас там ждет, поэтому и боимся. Предлагаю развеять эти страхи и показать, что ничего сложного в том, чтобы продавать свою продукцию глобально, в эпоху цифрового мира нет.
Концептуально у нас есть 4 модели (способа) продавать на других рынках.
Наглядный пример В2В-продаж за границу – украинские предприятия и наш бизнес-клиент – компания Garnamama. В этих случаях заключается договор с реализатором в стране продажи и осуществляется поставка по самому простому внешнеэкономическому контракту.
Кейс Garnamama хорошо рассмотреть и со стороны ее стратегии, которая подразумевает использование сразу нескольких моделей продаж на зарубежные рынки. Компания экспортирует в Европу, где растаможенный товар дистрибутируется через разные каналы продаж. Помимо этого, они представлены и на международных маркетплейсах.
На мой взгляд, путь с которого нужно начинать – продавать на своей интернет-платформе. Если у вас уже есть сайт, с которого вы продаете, вы просто даете возможность заказывать и оплачивать нерезидентам Украины. Это самый простой и не самый затратный способ выходить на международные рынки.
Если у вас пока нет сайта и вы продаете, допустим, через Instagram, то можете попробовать указать, что доставка вашего товара возможна за границу. Минус этого способа в том, что вы не сможете принять платеж. Однако даже такой старт – это хороший способ посмотреть, будет ли спрос на ваш товар на других рынках.
Если у вас производство, то стоит изучать соседние страны – в первую очередь рассматривать Польшу, Венгрию, Германию, в целом Западную и Северную Европу, а также США. Но выбор страны экспорта должен зависеть от спроса и предложения целевого рынка, куда вы хотите выходить.
Для этого вы должны детально изучить рынок, на котором планируете продавать: есть ли такой же товар на этом рынке, какого он качества, какая у него цена и будет ли ваша цена на тот же товар конкурентоспособной; в каких объемах аналогичный продукт продается, как много на данном рынке конкурентов и т. д. И только потом решать выходить на этот рынок или нет. Вполне возможно, вам понадобится промониторить не одну страну, прежде чем вы сможете определиться.
При этом важно помнить о значительном плюсе европейских рынков – стоимость товаров на них может быть в разы выше, чем на материнском рынке. Этого не нужно бояться, это возможность, ею нужно уметь воспользоваться.
Чаще всего молодых предпринимателей интересует вопрос отправок небольших партий товара. Пока у вас нет объемов, такая отправка будет действительно несколько дороже. Но здесь нужно по-другому смотреть на вопрос. Старт – это момент, когда вы только пробуете выходить на зарубежный рынок, это тестовый период и такая же важная инвестиция в развитие бизнеса, как и инвестиция в создание самого продукта. На ней не нужно экономить.
Экспресс-отправка маленькими партиями поможет вам быстро понять, насколько ваш товар будет успешным на другом рынке. И затем оперативно либо доработать продукт, либо сменить рынок, либо наоборот – при наличии спроса начать поставлять большие партии, что соответственно снизит расходы на логистику в перерасчете на единицу товара.
Когда вы начинаете продавать, вы должны понимать, что цена, которую вы согласовали с дистрибьютором на поставку той или иной продукции, должна включать логистические расходы. И не важно, продаете вы 20 тонн или реализуете партию из 10 штук. Поэтому сначала нужно узнать стоимость логистики партии товара до получателя в нужной стране.
В свою очередь стоимость логистики может зависеть от типа доставки – экспресс или эконом. Эконом-доставка едет, как правило, 2 недели, экспресс – 3–5 дней. Поэтому вид перевозки вы тоже выбираете в зависимости от планов вашей компании.
Когда все вышеперечисленные пути пройдены – остается только паковать и продавать. Так думают многие предприниматели. И все же есть одно весомое но: необходимо грамотно подойти к выбору логистического партнера, ведь от него во многом зависит, какой сервис сможет предоставлять ваша компания клиентам.
На что я рекомендую обратить внимание при выборе логистической компании: