Аудит – инструмент, с помощью которого субъект хозяйствования может убедиться в прозрачности, полноте и достоверности финансовой отчетности. Как правило, бизнес из реального сектора приходит в аудиторскую компанию по трем основным причинам: необходимость обязательного аудита финотчетности для выполнения требований закона, потребность в аудите для привлечения заемных средств или аудит для акционера – если у него возникают сомнения в «чистоплотности» финансового директората компании.
Зачем нужна каждая из целей аудита, какие сложности могут возникнуть и почему важно время от времени менять провайдера аудиторских услуг, специально для Mind объясняет Артем Ковбель, старший партнер Vigilant Forensic Boutique, член наблюдательного совета Global Spirits, ТМ «Хортица».
К проведению аудиторской проверки чаще всего собственника бизнеса стимулируют три ситуации.
Первая: компании требуется обязательный аудит финотчетности, чтобы быть чистой перед законом. А именно – соответствовать требованиям обновленного в 2018 году ЗУ №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
Вторая: бизнесу для роста нужны дополнительные финансовые вливания. И аудит консолидированной финансовой отчетности необходим, чтобы выполнить требования коммерческих банков в связи с увеличением кредитного лимита до 200 млн грн и более. Или для выполнения требований институциональных банков типа ЕБРР/IFC в связи с выдачей денег на реализацию капексной программы – скажем, под строительство нового производственного предприятия.
Третья: инициативный аудит, заказчиком которого выступает собственник предприятия. К такому виду аудита чаще всего прибегают для определения достоверности и уровня финотчетности, учетной политики и бухгалтерского учета в целом. Попутно решается задача аттестации сотрудников бухгалтерии на предмет профпригодности.
Кроме того, некоторым компаниям требуется «антифродовый» аудит (от англ. Fraud – мошенничество). Это – аудит финотчетности для идентификации рисков мошеннических действий на предприятии. И как следствие – их минимизации.
Мотивировать компанию к такому виду аудита может или приход нового менеджмента, стремящегося разобраться в «старой кухне», или потребность проверить работу финдиректора (осуществляется по горячим следам после выявления фрода – как часть служебного расследования).
В работе аудитора недопустимы конфликты интересов. Например, когда проверяемый главный бухгалтер на предприятии является родственником одного из аудиторов, проверяющего данное предприятие.
Также абсолютно неэффективна удаленная проверка – без фактического выезда аудитора на предприятие для годовой инвентаризации и/или сверки операций из учетной базы с оригиналами первичной документации.
Кроме того, заказчика должна насторожить низкая стоимость аудиторских услуг. Ведь если цена контракта мизерна в сравнении с объемами задания, а сроки выполнения сжатые – это значит, что аудитор не в полной мере выполнил все процедуры и не получил все необходимые доказательства о полноте учета. Соответственно, он нарушил один из принципов аудитора – скрупулезность и незаангажированность.
Одним из «бичей» украинского рынка аудита является нежелание заказчиков менять привычного аудитора – даже если новый провайдер аудиторских услуг выше по мировому рейтингу, профессиональным качествам и при этом предлагает более щадящий прайс, чем текущий.
Увы, для многих топ-менеджеров психологический комфорт бухгалтеров в компании важнее, чем незаангажированный взгляд третьей стороны в виде нового аудитора.
Такая практика – не просто ситуативное явление, а уже сформировавшийся тренд в украинском бизнесе. Часто приходится слышать: «Нам так комфортно с текущим провайдером аудиторских услуг – он все про нас знает, мы работаем по накатанной схеме не первый год, зачем нам его менять?» Ответ прост: затем, чтобы многие аудиторские процедуры не выполнялись чисто формально, а в отчете была достоверная информация, а не очередная vanilla story из серии «У нас все хорошо».
Ежегодный аудит – это финансовый чекап бизнеса. И он должен быть максимально объективным во избежание преднамеренного искажения финотчетности, которое, к слову, согласно мировой статистике наносит бизнесу самый большой денежный ущерб. Так что не стоит оберегать зону комфорта бухгалтера или финансового директора ценой миллионов, потерянных всей компанией.