Сегодня, 7 декабря, в Международный день гражданской авиации патентный поверенный, СЕО компании IPStyle Мария Ортинская рассказала Mind, какие инновационные разработки и идеи в этой сфере стоит патентовать уже сейчас и почему.
Представьте, вы опаздывает на встречу с деловыми партнерами на другом конце города. На дорогах, как всегда, пробки – быстро не добраться. Вызываете такси и уже через пару минут пересаживаетесь на комфортабельный борт, который со скоростью ветра доставляет вас до места назначения. И при этом не загрязняет атмосферу выбросами. Фантастика? Нет. Крупные игроки вступают в коллаборации с технологическими стартапами, патентуют разработки и приближают будущее…
К 2023 году компания Uber планирует развернуть коммерческое авиатакси. Если ей это удастся, она впишет себя в историю городской мобильности и городского транспорта. Воспользоваться услугой uberAIR можно будет не только для вызова электрического летательного аппарата и перемещения по воздуху, но и, например, для доставки еды из ресторана. И в реализации своих амбиций компания полагается в том числе на своих аэрокосмических партнеров. Например, на Overair (ранее Karem Aircraft), которая уже запатентовала технологию конвертоплана Optimum Speed Tiltroter (OSTR). Речь идет о пилотируемых и беспилотных аппаратах c поворотными, как правило, винтовыми двигателями. Такой себе симбиоз преимуществ самолета и вертолета. Karem Aircraft вместе с Uber сейчас работают над созданием пассажирского Butterfly.
Еще один тип транспортного средства разрабатывается бразильской Embraer – ее аэротакси сможет взлетать и садиться вертикально, как вертолёт, а в полёте переходить в горизонтальный самолётный режим. Также свою первую концепцию eVTOL, полностью электрического средства передвижения с вертикальным взлетом и посадкой, рассчитывают создать Porsche и Boeing. Поскольку считают в перспективе воздушный городской транспорт ключевым сегментом рынка.
Как и в любой другой технологичной индустрии, патенты играют немаловажную роль. И компании патентуют и будут патентовать не только аэромобили и их составляющие, но и новые технологии, которые возникнут в этой индустрии. Например, всем «авиатаксистам» придется обеспечить надежный способ зарядки своих транспортных средств. Возможно, в сотрудничестве с ChargePoint, у которой уже сегодня целый ряд патентов на зарядные станции для электромобилей. И вокруг которых разгораются целые патентные войны.
В начале года Верховный Суд США поставил точку в споре о том, нарушает ли другой оператор – SemaConnect – патенты ChargePoint на объединенную в сеть станции и концепцию управления ими, позволяющую водителям заранее определять местонахождение зарядок. Не нарушает. Фактически суд дал зеленый свет другим компаниям по зарядке электромобилей право разрабатывать и производить интеллектуальные сетевые зарядные станции, попробовать свои силы в развитии сетей зарядок.
Очевидно, переход в небо породит необходимость в новых технологиях безопасности, навигации, диспетчеризации. Кстати, не так давно между двумя американскими компаниями разгорелся спор об авиасвязи. Так, основная задача SmartSky Networks – разработка и внедрение технологий обеспечения авиапассажира доступом к Интернет на борту при полете. У них достаточно обширное патентное портфолио, и одна из запатентованных разработок относится к технологии 5G в авиации.
Конкурирующая бортовая интернет-компания Gogo посчитала, что ей будет сложно коммерциализировать свою будущую сеть 5G, не нарушив права на интеллектуальную собственность SmartSky, и попыталась оспорить патент. Но получила отказ.
Также аэромобильная индустрия не сможет функционировать без скайпортов, паркингов и соответствующей инфраструктуры – индустрия даст потенциал для развития технологий как для офисных, так и торгово-развлекательных центров, и даже жилых комплексов и частных домовладений. Места под солнцем хватит всем – от создателей аэромобилей до разработчиков программного обеспечения и промышленного дизайна.
Такие технологии могут быть запатентованы как изобретения и полезные модели, а вот внешний вид аэромобиля, приборной панели, сидений, багажника – могут охраняться еще и как промышленные образцы. К слову, Textron Innovations Inc запатентовала как изобретение систему диспетчеризации воздушного пространства на основании технологии блокчейн.
На этот вопрос каждая компания и каждый разработчик должен ответить самостоятельно. Запатентовать означает получить монополию на разработанную технологию, возможность безопасной интеграции своей технологии в другие технологии, а также возможность построения долгосрочной коллаборации с другими компаниями. Здесь важно учесть, что потенциальный инвестор или партнер, получив от компании, разработчика информацию, чертежи, и понимая, что техническое решение не запатентовано, может отказаться работать или что еще хуже – самостоятельно реализовать разработку, коммерциализировать технологию. Во многих индустриях наличие патента является критичным для инвестирования. Мало кому интересна технология без оформленных на нее прав.
Не стоит забывать и о кросс-лицензировании, которое достаточно развито в автомобильной, IT и других индустриях. Кросс-лицензирование – это взаимное лицензирование, при котором два владельца патентов дают друг другу право на использование своих патентов. И без этого часто не обойтись, когда речь идет о коллаборации.
Стратегически важно подавать заявки на патенты в те юрисдикции, которые прогнозируемо будут пионерами отрасли авиатакси. Компания Karem Aircraft к примеру, подает заявки в США, Патентное ведомство Европейского союза, Китай, Японию, Корею, Бразилию. Но, согласно статистике, лидером по подаче остаются все же США. Кстати, 2020 год не стал исключением – в этом непростом году наблюдается бум патентных заявок в США. Например, компания-единорог Joby в 2020 году подала 15 заявок на eVTOL и уже признана экспертами ведущим пионером в разработке технологии электрического вертикального взлета и посадки.
Темпу развития инноваций в этой области способствуют и глобальные усилия по борьбе с климатическими изменениями, и директивы правительств многих стран по сокращению выбросов в атмосферу.
Так, норвежская авиакомпания Widerøe и Rolls-Royce объединили усилия в рамках исследовательской программы, цель которой – разработка концепции электрического самолета. Если всё получится, он заменит парк региональных самолетов Widerøe, которая стремится достичь нулевого уровня выбросов до 2030 года.
И важным шагом на пути к этой цели является партнерство с Rolls-Royce, который в прошлом году приобрел у немецкой Siemens подразделение eAircraft по производству двигателей для электронных и гибридных летательных аппаратов и уже проводит исследования в области «зеленой» авиации.
К слову, амбициозные планы и у самого правительства Норвегии. Здесь на замену авиационному топливу, которое продается в стране, должно прийти биотопливо. Конечной целью является снижение на 50% выбросов углекислого газа самолетами на внутренних рейсах к 2040 году. К этому же году Франция, Великобритания запретит продажу бензиновых и дизельных автомобилей, а Швеция, Дания, Израиль еще раньше – к 2030-му.
Сегодня все мы стоим перед выбором – отрицать и говорить, что это всего лишь фантастика, или быстро осознать новые возможности, найти ниши, разработать технические решения, патентовать и объединяться с другими участниками рынка, тем самым создавая новое будущее.