Параллельная армия: почему Украина усиливает вооружение пограничников и Нацгвардии

И как это может повлиять на ситуацию в Крыму и на Донбассе

Фото: mvs.gov.ua

Министр внутренних дел Арсен Аваков на днях заявило начале работ по сборке катеров для украинской Пограничной службы во Франции. Контракт на их изготовление был подписанеще в прошлом году. Как и зачем Украина наращивает вооружение не только ВСУ, но и Пограничной службы и Национальной гвардии, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.

Государства по всему миру, кроме армии внедряют и другие силовые структуры, которые выполняют определенные функции, например, Пограничная служба или Национальная гвардия. Однако не везде их вооружение дублирует армейское. В Украине после 2014 года сложилась ситуация, при которой Пограничная служба, а особенно Национальная гвардия Украины (НГУ) крайне милитаризированы. Они располагают не только тяжелым вооружением типа танков и артиллерии, но и по некоторым направлениям их вооружение лучше по качеству, чем стандартные армейские иностранные образцы. Ина это есть объективные и субъективные причины.

Граница на замке

Для того чтобы понять роль и место Погранслужбы и Нацгвардии,  которые находятся в подчинении министра внутренних дел Украины, следует обратиться к недавней истории войны на Донбассе. До 2014 года Пограничная служба усиленно строилась по европейскому образцу. Так, из Пограничных войск к началу «нулевых» она трансформировалась в службу – было изъято все тяжелое вооружение, бронетехника. Основной упор делался на военнослужащих контрактной службы, которые, как правило, были местными жителями приграничных территорий.

После начала российской агрессии в Крыму и на Донбассе такая практика обнаружила все негативные моменты. Часть пограничников остались в оккупированном Крыму, присягнув агрессору, а на Донбассе местные пограничные части пришлось массово усиливать сводными отрядами с других направлений.

Кроме того, уже первые бои показали, что пограничникам требуется тяжелое вооружение. В связи с этим летом 2014 года на государственном уровне – постановлениемКабинета Министров Украины №376 от 26 августа – было принято решение об усилении вооружения. После чего Погранслужба получила от армии необходимое количество СПГ-9, ПТРК «Фагот», РПГ-7В, АГС-17, а также ЗУ-23.

После окончания активной фазы пограничники стали получать новейшее вооружение, причем преимущественно иностранного производства. Произошло резкое усиление по всем направлениям.

Для досмотровых групп в аэропортах и на железной дороге было закуплено 4000 пистолетов-пулеметов Heckler & Koch MP5 под патрон 9 × 19 мм парабеллум. Таким образом идет массовый процесс отказа от пистолетов Макарова советского производства.

Произошло массовое насыщение беспилотными летательными аппаратами: только за ноябрь 2020 года были подписаны контракты на поставку 5 БпАК Matrice 200 (в комплекс входят 3 квадрокоптера и станция наземного управления) – для Харьковского пограничного отряда и Главного центра подготовки личного состава ГПСУ «Оршанец».

Также буквально на днях министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что во Франции началось строительство катеров FPB 98 MKI для Государственной пограничной службы. Всего по контракту прошлого года пограничники получат 20 таких судов, из которых пять планируется построить в Украине.

Усилена будет и авиационная составляющая: из 55 вертолетов Airbus, которые Украина покупает во Франции, часть пойдет в авиационные подразделения ГПСУ.  Планируется что к 2023 году все Ми-8 будут заменены французскими «вертушками».

По планам, Украина должна получить 21 вертолет модели Н-225 (11-тонная двухмоторная машина, способная транспортировать 19–25 пассажиров или 10 тонн грузов). Также ожидается 10 вертолетов Н-145 (4-тонная машина, рассчитанная на 8–10 пассажиров и двух членов экипажа) и 24 вертолета Н-125 (2-тонная машина, 5–6 пассажиров и два члена экипажа или 1400 кг на внешней подвеске).

Рожденная в войне

До Революции достоинства такой структуры, как Национальная гвардия, просто не существовало. Весной–летом 2014 года в условиях войны ее пришлось формировать на базе существовавших частей Внутренних войск. Уже в ходе боев Нацгвардия стала получать новейшее вооружение – например, именно в ее составе впервые «понюхали пороху» под Славянском в апреле – июле 2014 года новейшие БТР-4 отечественной разработки. Правда, последние были из нереализованного иракского заказа, но сути это не меняет.

Таким же образом в Нацгвардии появились первые танки Т-64Б1М. Их взяли прямо из цехов в Харькове, где они модернизировались для поставок в Демократическую Республику Конго. Впоследствии они были дополнены стандартными для ВСУ Т-64БВ (ныне модернизированные по стандарту «машина образца 2017 года» с использованием современных средств связи и модернизацией системы управления огнем).

В ходе войны в составе НГУ также появились артиллерийские части – причем вооруженные не только буксируемыми образцами типа Д-30, но и 122-мм самоходными артиллерийскими установками 2С1 «Гвоздика».
После окончания активной фазы боевых действий части НГУ начали перевооружение на современные пехотные системы вооружений. Советские снайперские винтовки заменены на западные образцы «несоветского» калибра, включая мощные крупнокалиберные 12,7 мм.

Нацгвардия получила из США также как минимум 500 гранатометов PSRL-1. По сути это модернизированный советский РПГ-7, который производит фирма AirTronic c 2016 года. Кроме того, авиация Нацгвардии будет также перевооружена на вертолеты французского образца.

Полная боевая готовность

Поступление тяжелого вооружения в неармейские формирования Украины является скорее вынужденной мерой. В условиях вооруженного противостояния на восточном Донбассе страна вынуждена использовать буквально все наличные ресурсы.

Что касается довольно быстрого получения новых образцов вооружения и техники для ГПСУ и Нацгвардии и, как факт, лучшего оснащения, чем в целом по армии, то тут сказывается излишняя бюрократизация процесса принятия на вооружения ВСУ. Еще с советских времен для того, чтобы что-либо попало в строевые части, этот образец должен был пройти государственные испытания, которые очень часто затягиваются годами. В тоже время МВД Украины покупает и поставляет в свои части вооружение просто по факту – очень часто и без проведения тендеров.

И еще один важный момент. Рано или поздно встанет вопрос деоккупации оккупированных территорий Донбасса и Крыма. В этом случае все эти процессы создания «параллельной армии» сыграют только «в плюс». Кроме того, как правило, всяческие международные соглашения (например, как в бывшей Югославии) подразумевают контроль территории именно неармейской структурой. В нашем случае это Национальная гвардия. Да и брать под контроль границу будет гораздо проще с помощью бронетехники и хорошо вооруженных и подготовленных пограничников.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS