В прошлом году бизнес, работающий с польской юрисдикцией, живо обсуждал и ожидал введения в стране модели налогообложения по примеру эстонской. Бизнес настраивался на возможность работать в респектабельной стране ЕС и вообще не платить налог на прибыль. И вот новый год принес ожидаемые изменения – с 1 января 2021 года вступила в силу новая модель налогообложения, которую в народе назвали «Эстонский CIT».
Как работает новая польская модель и можно ли ее считать «офшором» в Польше, рассказали Mind адвокат, советник AVIDBIZ Мария Загрядская и налоговый консультант, партнер KKLW (польский офис AVIDBIZ) Марчин Романчук.
Один наш клиент в эйфории тут же побежал «заказывать» сразу семь компаний в Польше на «Эстонском CIT». Но в антиBEPS условиях сегодняшнего дня завышенные ожидания о неуплате налогов зачастую разбиваются о реальность.
Сама аббревиатура CIT расшифровывается как Corporate Income Tax или налог на доходы юридических лиц. А отсылка к Эстонии заключается в налоге на выведенный капитал. Согласно ч. 1 ст. 50 Закона Эстонии о подоходном налоге компании – резиденты уплачивают налог с прибыли, распределенной в виде дивидендов или иных отчислений от прибыли.
Ставка подоходного налога юридического лица, применяемая к распределяемой прибыли, составляет 20% с брутто дивидендов. А для нераспределённой прибыли действует нулевая ставка, и это сделало эстонскую модель налогообложения популярным инструментом международного налогового планирования.
Да, не для каждого бизнеса подходит.
Да, банковский счет с украинским бенефициаром открыть очень сложно.
Да, дорогие дивиденды.
Но тем не менее свою нишу юрисдикция и ее налоговая модель нашли.
До нововведений в Польше интересные опции тоже были: стандартная ставка налога на прибыль составляет 19%, но для налогоплательщиков с доходом не более 2 млн евро в год (при определенных условиях) действует пониженная ставка в 9%.
И для стимулирования экономики законодатель предложил альтернативный путь – возможность перейти на налог на выведенный капитал, который окрестили польским «Эстонским CIT». У налогоплательщиков будет возможность выбрать новую модель налогообложения на 4 года.
Такая модель не отменяет налог на прибыль, а в случае нарушений требований, компания лишается возможности использовать ее и переходит на стандартную. Это идёт в разрез с моделью налогообложения в самой Эстонии, поскольку она не предполагает никаких альтернативных опций и сроков.
Согласно Национальной программе реформ Польши, компании, которые будут направлять свою прибыль на инвестирование в основные фонды и не выплачивать дивиденды, не будут платить налог. Звучит очень многообещающе, но давайте разберемся, что из положений о новой модели действительно так же привлекательно, как в Эстонии.
Польским «Эстонским CIT» могут воспользоваться микро, малые и средние ООО и акционерные компании, годовой оборот которых с VAT не превышают 100 миллионов злотых (около 22 миллионов евро), при чем такое условие применяется на протяжении всего времени использования такой модели.
Для компаний также есть дополнительные требования:
По нашему мнению, положения о польском «Эстонском CIT» также могут применяться, если акционером компании будет физическое лицо-нерезидент Польши. Значит украинцы также могут эту модель рассматривать как опцию для международного структурирования своего бизнеса.
Не все компании смогут перейти на новую модель, в частности, она не доступна для:
По сути все требования к компании для перехода на новую модель – это одно из наиболее важных отличий от настоящего эстонского налога на выведенный капитал. В самой Эстонии нет никаких ограничений ни по акционерам, ни сотрудникам, и самое главное, нет требования об инвестировании, о которое разбиваются все мечты о «польском офшоре».
Эффективная ставка налога зависит от статуса налогоплательщика и от оборота. Ставки налога следующие:
Как видим, это больше, чем стандартные ставки в Польше (19%/9%). Однако на практике такие повышенные ставки по сути не будут применяться по двум причинам.
Во-первых, компания сможет снизить ставку на 5 процентных пунктов (то есть до уровня 20% и 10%), при условии, что расходы на инвестирование в основные фонды будут достаточно высокими:
Во-вторых, общий уровень налогообложения (на уровне компании и акционера) будет снижаться, поскольку акционер вычитает из своего НДФЛ часть того, что компания заплатила на польском «Эстонском CIT». Возможность снижения ставки налога на 5 процентных пунктов (то есть до уровня 20% или 10% для малых предприятий) потребует расходов на инвестиционные цели в размере, установленном законом.
У компаний есть прямая обязанность о прямых инвестиционных расходах (статья 28g Закона Польши об «Эстонском CIT»). Такая модель должна привести к накоплению налогоплательщиком основных средств. И поэтому, для того, чтобы оставаться на такой модели, компания должна выполнять требование об инвестировании в основные фонды, то есть расходов должно быть больше, чем:
Например, стоимость расходов должна рассчитываться относительно первоначальной стоимости принадлежащих компаниям механизмов, инструментов, устройств и транспортных средств, определенной в последний день налогового года, предшествующего двухлетнему или четырехлетнему периоду на модели польского «Эстонского CIT».
Положения закона также указывают, что в эту стоимость не должны входить: легковые автомобили и другие транспортные средства, а также активы компании, используемые в основном для личных целей акционеров или членов их семей.
Она состоит из:
Так, польский «Эстонский CIT» предполагает четырехуровневое налогообложение, что дает семь налоговых баз. Как видим, такую модель вряд ли можно назвать «офшором», скорее оптимальным механизмом для стимулирования экономики.
В начале для компании могут появится две налоговые нагрузки: налог на прибыль от трансформации и налог на временные разницы между налоговым результатом и результатом баланса.
Налоговая нагрузка самой эстонской модели появится при выплате дивидендов как у компании, так и у акционеров. Более того, компании может грозить дополнительный налог, если её годовой доход превысит 100 млн злотых, и она по-прежнему будет использовать «Эстонский CIT» по-польски.
При выходе из модели налог также необходимо будет уплатить: в случае невыполнения условий использования, а также из-за невыплаты прибыли (дивидендов) или невыполнения отнесения на расходы прибыли от трансформации в период использования эстонской модели.
Польский «Эстонский CIT» не изменил основного правила, согласно которому физическое лицо-акционер платит налог с полученных дивидендов. Сегодня это 19% НДФЛ в Польше. Законом был введен механизм, который снизит налоговую нагрузку акционеров и частично устранит двойное налогообложение.
Акционер сможет вычесть часть уплаченного компанией польского «Эстонского CIT» из своего НДФЛ. Ему будет разрешено вычесть:
Таким образом, общий уровень налогообложения (компании и акционера-поляка) может снизиться даже более чем на 9% (когда компания не является малым предприятием и платит по ставке 20%). В целом акционерам с польским налоговым резидентством следует ожидать снижения совокупного налогообложения на 4,39% или на 1,29% в случае малых предприятий.
При использовании «Эстонского CIT» в Польше у компании не будет никаких проблем и нюансов с НДС. Применяется все та же стандартная ставка в 23%. Из практики мы не видим проблем с регистрацией номера и администрированием НДС при переходе на новую модель.
В конце хотели бы отметить, что по сравнению с моделью в самой Эстонии, новый польский «Эстонский CIT» отличается более зарегулированными и сложными требованиями в части возможности применения такой модели.
Польская новинка подходит не всем компаниям, а для некоторых, например связанных с аутсорсингом или без основных средств, и вовсе не является опцией. Также компании на польской версии «Эстонского CIT» не смогут использовать другие налоговые преференции, как освобождения для R&D или IP Box, при чем это не применяется к решениям, связанным с инвестиционными фондами.
Поскольку модель новая, а требования к ней очень серьезные, ожидаемо бизнес с опаской смотрит в ее сторону. Как налоговые консультанты мы также видим проблему в ее применении на данном этапе, поскольку нет правоприменительной и судебной практики, сами налоговики еще не научились ее администрировать.
Среди наших клиентов мы видели повышенный интерес, но он угас после того, как мы разъяснили им требования и нюансы. В итоге никто не решился на переход на такую модель, все хотят подождать год.
Министерство Финансов уже опубликовало разъяснения на 123 страницах. Поэтому смотрим в будущее и ожидаем доработки нормативной базы по новой модели для того, чтобы бизнес мог комфортно ее применять, облегчая себе налоговое бремя и трудозатраты на бухгалтерскую отчетность.