Стоим на своем: переговоры с польскими перевозчиками провалились. Сутки простоя в очереди обходятся украинскому бизнесу в 3 млн евро
Mind Explains

Стоим на своем: переговоры с польскими перевозчиками провалились. Сутки простоя в очереди обходятся украинскому бизнесу в 3 млн евро

Проблема блокады украинско-польской границы пока выглядит нерешаемой

Цей текст також доступний українською
Стоим на своем: переговоры с польскими перевозчиками провалились.  Сутки простоя  в очереди обходятся украинскому бизнесу в 3 млн евро

Вчера, 13 ноября, состоялись переговоры с польским перевозчиками, которые уже неделю блокируют три основных пункта пропуска на украинско-польской границе. Судя по широкому анонсу этой встречи, Минифраструктуры возлагало большие надежды на диалог с протестующими, представителями Люблинского и Прикарпатского воеводств, таможенных органов обеих стран  и перевозчиками. Однако «перемоги» не случилось.

К вечеру после напряженного и, как признал замминистра инфраструктуры Сергей Деркач, «очень эмоционального» дня, никаких договоренностей о снятии блокады или хотя бы ориентировочных сроках ее окончания не достигнуто.

Все упирается в основное требование организаторов блокады – возвращение системы разрешений для украинских водителей на въезд в Евросоюз. Со своей стороны Украина твердо отказывается даже обсуждать такую возможность, резонно указывая на то, что транспортный безвиз, давший право свободного въезда украинским водителям, был заключен  Еврокомиссией и таким образом не может быть обнулен на национальном уровне. Представителей Директората Еврокомиссии по мобильности и транспорту также приглашали присоединиться к вчерашним переговорам – однако этим предложением они не воспользовались.

Mind разбирался: какие последствия может иметь затяжная блокада и каковы шансы ее завершить.

Как выглядит польская транспортная блокада спустя неделю после начала? В полдень 6 ноября польские перевозчики приступили к физической блокировке трех из четырех крупнейших пограничных переходов на польско-украинской границе – «Корчева – Краковец», «Хребене – Рава-Русская», «Дорохуск – Ягодин».

Организаторы – Комитет защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта при политической поддержке ультраправой польской партии «Конфедерация».

Блокаду обеспечивают минимальным количеством людей и ресурсов: по обе стороны пропускного пункта стоят тягачи (до полдесятка) без прицепов. В каждой из трех точек находится около десяти человек. «Мы делим силы так, чтобы их хватило на длительный протест», – цитируют польские СМИ Томаша Борковски, представителя протестующих перевозчиков. По его словам, к протестам планируют присоединиться фермеры, заканчивающие полевые работы, однако пока подтверждений этого намерения нет.

Как она сказывается на перевозках грузов? С начала блокады,  по данным Налоговой администрации Польши,  приблизительное время ожидания пересечения границы в направлении Украины в пунктах пропуска составляет:

  • «Гребенное – Рава-Русская» – 140 часов (почти 6 суток);
  • «Медыка – Шегини» – 67 часов;
  • «Дорогуск – Ягодин» – 39 часов.

Изначально польские протестующие заявили, что грузы военного назначения и гуманитарную помощь будут пропускать беспрепятственно, однако по факту есть случаи блокирования таких машин, следующих в Украину.

Скорость пропуска – не более нескольких автомобилей в час, хотя есть данные, что с помощью полиции несколько грузовиков обошли блокаду. Однако это частная, а не системная практика. Полиция и пограничная служба несут ответственность за поддержание порядка на подъездных путях перед переходом.

Всего сформировалась очередь почти в 50 км из 20 000 транспортных средств, водители которых не имели доступа к базовым удобствам. К 9 ноября к ПП подвезли биотуалеты.

Частный транспорт и пассажирские автобусы проезжают границу без проблем, с небольшой задержкой по сравнению с доблокадными сроками.

Какие основные претензии и требования поляков (формальные)? Всего требований шесть, основным из которых является первое: возвращение разрешений для украинских перевозчиков. А также:

  • ужесточение требований перевозок в рамках ЕКМТ (сертификатов Европейской конференции министров транспорта);
  • запрет регистрации в Польше компаний с капиталом из-за пределов ЕС;
  • получение доступа к украинской системе «Шлях»;
  • отдельные очереди для машин из ЕС в системе «еЧерга»;
  • выделение отдельных очередей для пустых авто.

«Возвращение разрешений протестующие ставят на первое место», – сказал Сергей Деркач в видеообращении по итогам переговоров, дав понять, что пока от этого требования польская сторона не намерена отказываться.

В чем его суть? До июня 2022 года каждый перевозчик, выезжавший на территорию Европейского Союза, должен был получить разрешение на пересечение государственной границы с соответствующими странами ЕС.

После начала полномасштабной войны с рф Евросоюз на год отменил необходимость получения этого разрешения, а летом нынешнего года продлил действие этой нормы до июня 2024 года. Теперь польские перевозчики требуют отменить эту льготу.

Протестующие считают, что половину перевозок должны выполнять польские компании. По данным польской стороны, на прошлой неделе из 27 000 грузовиков, стоящих в очереди на отправку в Польшу, только 1700 были польскими.

Новая ли это проблема? Нет, напряжение в украинско-польской транспортной сфере существовало и до полномасштабной войны. Разрешения польская сторона (да и другие европейские страны-соседи) выдавала не очень охотно: по данным Мининфраструктуры,  украинская квота уменьшилась с 200 000 разрешений в 2016 году до 160 000 в 2021 году,  при том что общий товарооборот со странами ЕС вырос почти на 45%.

Ежегодно это приводило к тому, что осенью значительно росла стоимость фрахта, украинские и иностранные товаропроизводители физически не могли вывезти свою продукцию.

Украина трактовала это как нарушение условий Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и еще осенью 2021 года обратилась в Европейскую комиссию с просьбой начать консультации по этому вопросу.

Со своей стороны польская сторона заявляет, что одномоментный, без какого-либо переходного периода допуск украинских перевозчиков разбалансировал рынок. Так, в 2023 году украинской стороной уже выполнено более 900 000 перевозок против 160 000 разрешений в 2021 году.

Есть ли неформальная подоплека у протестов? «е-Черга». Этот момент обходят вежливым молчанием украинские чиновники, которые трактовали ее внедрение как блестящую реформу, однако он все громче звучит с польской стороны.

По мнению польских игроков, система устроена таким образом, чтобы облегчить работу местным компаниям. По словам Борковски, польские перевозчики ездят до Львова и до Киева – дорога занимает два дня, а 10 дней ожидание в очереди, в то время как «украинская компания может зарезервировать место за несколько дней до начала перевозки».

Предположение, что украинские чиновники безвозмездно заточили систему под помощь украинскому бизнесу, делает честь прекраснодушию польских компаний.

В комментариях к постам Сергея Деркача представители украинского бизнеса любезно рассказывают, что обойти очередь стоит $120–200 за машину – об этом все знают, но не всем эта опция доступна.

Каковы аргументы украинской стороны? Как всегда бывает, когда ситуация заходит в тупик, украинский чиновник начинает ссылаться на «руку кремля».

Действительно, из четырех польских объединений перевозчиков бастует только одна – недавно созданный Комитет защиты перевозчиков и работодателей транспорта. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины, протестующими являются водители-дальнобойщики, работавшие на белорусском и российском рынках.

Между тем, как уже указывалось, проблема транспортных перевозок тлела еще до войны  и обострилась на второй ее год.

Насколько велик экономический ущерб от блокады? По подсчетам экспертов, один грузовик в сутки недополучает около 300 евро оборотных средств.

Учитывая количество простаивающих грузовиков на границе, один день простоя можно оценить более чем в 3 млн евро только для украинских перевозчиков.

Кто будет компенсировать эти потери? Украинская сторона вкрадчиво пытается разыграть эту карту, прозрачно намекая, что перед польскими протестующими могут поставить вопрос о компенсации сорванных контрактов в судебном порядке. Но пока не заметно, чтобы кто-то этой перспективы испугался.

Каким может быть дальнейшее развитие событий? Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы пропускать хотя бы отдельные группы коммерческих товаров – в первую очередь топливо. Однако это может вызвать протесты уже украинских перевозчиков, чьи товары не будут признаны стратегическими.

В части «еЧерги» вероятно обновлении функционала системы – возможность заменять водителя для пустых грузовиков.

Польским коллегам предложили запустить пустой транспорт через пункт пропуска «Угринов – Долгобичув», где имеется соответствующая полоса. Такой вариант позволил бы «порожнякам» уменьшить время ожидания на пересечение границы.

Переговоры продолжатся на уровне министерств инфраструктуры Польши и Украины, а также при участии Еврокомиссии.

При худшем сценарии протесты продлятся до 3 января, то есть охватят пиковый предрождественский период для перевозчиков. Если это случится, то, по оценкам экспертов, Украина может – временно – недополучить около 60% импортируемых автомобильным транспортом товаров.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно