Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько более эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в исследуемом вопросе.
Еще пару лет назад, на старте рынка электроэнергии, государственная НАЭК «Энергоатом» демонстрировала стабильно низкую, но прибыль – при нищенском тарифе на электроэнергию, который сохранился на 90% ее э/э, отбиравшейся в рамках спецобязательств. За полтора года компания выбила себе право продавать 50% электроэнергии, остальную отдавая практически бесплатно. Как выяснилось, торговала на рынке она тоже практически бесплатно, вследствие чего прибыль сменилась убытками. У компании практически отсутствуют живые деньги, а имеющиеся средства уходят только тем компаниям, которые готовы «делиться» с нынешней властью.
Что происходит сегодня с оператором украинских АЭС, анализирует в своей колонке для Mind член Коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Ольга Кошарная.
В первой части статьи она рассказывает о проекте «Централизованное хранилище отработавшего топлива» (ЦХОЯТ), который стал самым скандальным долгостроем в истории украинской атомной энергетики. Более 10 лет его начало успешно тормозила РФ через политиков, чиновников, общественные организации и СМИ. После старта проекта, уже в 2020 году он стал жертвой борьбы с коррупцией, и реализация затормозилась на год. На нынешнем этапе в тень выводятся все соглашения по его достройке, а то, что еще не успели «спрятать», – планируют скрыть в ближайшее время.
Торжественный пуск ЦХОЯТ включен в мероприятия к 30-й годовщине Независимости Украины. Автор уверена: 24 августа президент Украины увидит в лучшем случае очередное пиар-шоу от «Энергоатома». Ведь вывоз отработавшего ядерного топлива в Россию в 2022 году зашит даже в стратегическом плане НАЭК «Энергоатом».
В конце июля 2021 года НАЭК «Энергоатом» инициировал внесение изменений в постановление КМУ от 7 июня 2017 года №406 «Об утверждении перечня строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнения, и по истечении которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию».
Документом в свое время была упрощена процедура получения разрешительных документов на выполнение работ технически несложных объектов. Среди таких объектов – восстановление элементов благоустройства, перепланировки несущих стен в квартирах, замена покрытия кровель домов, монтаж технических средств телекоммуникаций и антенных сооружений связи, устройства средств беспрепятственного доступа инвалидов и тому подобное.
Вместе с тем перечень распространяется на выполнение аварийных работ по результатам чрезвычайных ситуаций или возведения сооружений необходимых для проведения антитеррористической операции, что позволяет выиграть время, необходимое на их завершения.
«Энергоатом» предлагает включить его в п.26 перечня строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, и по завершении которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию. Редакцию п.26 «Энергоатом» предлагает изложить таким образом: «Роботи, пов’язані з реконструкцією, технічним переоснащенням, реставрацією, капітальним ремонтом, новим будівництвом об’єктів Служби зовнішньої розвідки, Державного підприємства «Національна енергогенеруюча компанія «Енергоатом», закупівля яких становить державну таємницю відповідно до Закону України «Про державну таємницю».
К проекту постановления прилагается пояснительная записка, в которой упор делается на то, что в первую очередь это касается «работ, которые связаны непосредственно с обеспечением национальной безопасности в части энергонезависимости Украины». Что это за работы, связанные с национальной безопасностью в части энергонезависимости – не конкретизируется.
Таким образом, «Энергоатом» может вывести все работы на энергоблоках из-под процедуры открытых конкурентных торгов, прикрываясь грифом «секретно». Как утверждают в беседах «не под запись» многие подрядчики, цель – получить «откат» в 15-20% в зависимости от стоимости контракта. Кто не согласен делиться – исключается из списка поставщиков по надуманным причинам, даже если имеет многолетний опыт работ на ядерно-опасных объектах, мощности, технологии и все необходимые квалификационные документы.
Напомним: среди новых объектов есть или могут быть ядерные установки, например, Централизованное хранилище отработавшего топлива в процессе строительства. Или планируемая достройка энергоблоков ХАЭС №3 и №4 стоимостью 74 млрд грн согласно ТЭО. Представляете сумму отката с последнего проекта? Около 11 млрд грн! И это только по ТЭО, а опыт показывает, что в процессе реализации проектов у «Энергоатома» стоимость растет непредсказуемо и оформляется потом дополнительными соглашениями.
Эта идея уже была обкатана осенью 2020 года на ЦХОЯТ. В течение этого года дважды не состоялись торги по его достройке. На площадке ничего не делалось весь год.
И вдруг 9 декабря 2020 года было подписано соглашение с ООО «БК КБР» на почти 422 млн грн, без открытых торгов, под прикрытием грифа «секретно». А уже 10 декабря на счета подрядчика «БК КБР» поступил первый аванс в размере 50 млн грн. Позднее было подписано и дополнительное соглашение на сумму около 700 млн грн. В итоге проект ЦХОЯТ стоит около 2,7 млрд грн. При том, что первоначальная стоимость строительных конструкций проекта ЦХОЯТ по утвержденному ТЭО (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/131-2009-%D1%80#Text) была чуть более 600 млн грн.
Под гриф «секретно» на ЦХОЯТ может подпадать только монтаж систем физической защиты. Но прикрыли грифом весь перечень оставшихся работ на этой ядерной установке.
Для чего? Мое оценочное суждение: чтобы быстро и «эффективно» вывести средства «своим» людям. Иначе как и зачем можно было в считанные дни и с предоплатой допустить к строительным работам на ядерном объекте «БК «КБР», у которого согласно Закону Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» должно быть разрешение Госатомрeгулирования на провeдeние соответствующих работ. Но его нет. Так же, как нет и соответствующего опыта работ на ядерных объектах.
Впрочем, вернемся к новому проекту постановления КМУ.
Обращаю внимание, что проект этого скандального постановления пришел в Минэнерго Украины в пакете с письмом за подписью врио президента П. Котина, объясняющим, почему ЦХОЯТ до сих пор не имеет статуса достроенного и о необходимости принятия постановления.
В письме отмечается, что «Энергоатом» «целенаправленно осуществляет подготовку документации для составления акта готовности объекта к эксплуатации». И обвиняется американская компания «Holtec International», по технологии которой строится ЦХОЯТ, в несоблюдении сроков поставки вспомогательного оборудования для аттестации технологии сваривания на площадке ХАЭС.
И вдруг выясняется, что не отсутствие экспертиз, не бездеятельность «Энергоатома», а выявленные недостатки по результатам испытаний оборудования «Holtec» ставят под угрозу отправку отработавшего ядерного топлива в ЦХОЯТ. При этом игнорируется тот факт, что «Энергоатом» до сих пор не получил разрешения от Госатомрегулирования Украины, которое позволит привезти первый контейнер с ОЯТ в ЦХОЯТ.
Таким образом в очередной раз ищется крайний: виноватыми в задержках уже назывались ООО «Укрстроймонтаж», АТ «Укрзализница», теперь подключили американскую компанию. Кто следующий? Госатомрегулирование?
Исходя из письма на Минэнерго, именно из-за «Holtec International» «Энергоатом» вынужден вывести все торги в тень упомянутым выше проектом постановления. Хотя логическая связь, равно как и достоверность подаваемой информации, отсутствует, министр энергетики Герман Галущенко, в прошлом вице-президент «Энергоатома» и, скажем так, партнер Котина, проект постановления на КМУ передает.
Но в действительности проблема с достройкой ЦХОЯТ совершенно в другом. «Энергоатом» до сих пор не имеет Акта готовности объекта к эксплуатации, который подписывается заказчиком, генеральным проектировщиком, генеральным подрядчиком или подрядчиком (в случае если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), субподрядчиками, страховщиком (если объект застрахован) на ЦХОЯТ.
В свою очередь Акт готовности объекта к эксплуатации подается Заказчиком строительства (в данном случае – ГП «НАЭК «Энергоатом») в комплекте документов на получение Сертификата соответствия законченного строительством объекта (Очереди, отдельного пускового комплекса) проектной документации и подтверждения его готовности к эксплуатации в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля. То есть, ЦХОЯТ без этих документов считается не готовым к эксплуатации. И проект постановления КМУ, поданный «Энергоатомом» подготовлен с целью обойти эту процедуру, прикрывшись фиговым листком грифа «секретно».
Напомним, что национальный регулятор ядерной и радиационной безопасности, Госатомрегулирования Украины рассматривает обоснования безопасности ядерно-опасного объекта, проводит государственную экспертизу документов, осуществляет инспекцию объекта, и после этого принимает решение, выдать или нет разрешение на введение в эксплуатацию его. Существует процедура, касающаяся введения в эксплуатацию ядерных установок.
До начала введения в эксплуатацию ХОЯТ сухого типа эксплуатирующая организация составляет и представляет в Госатомрегулирования Украины промежуточный отчет по анализу безопасности (далее – промежуточный ОАБ) ХОЯТ сухого типа. В соответствии с требованиями «Рекомендаций по структуре и содержанию отчета по анализу безопасности хранилищ отработавшего ядерного топлива», утвержденных приказом Госатомрегулирования от 20 февраля 2003 № 33 (РД 306.8.02/2.067-2003): «Промежуточный ОАБ – доработанный после завершения строительства и по результатам предпусковых проверок и испытаний предварительный ОАБ, предоставляемый в целях получения лицензии на ввод в эксплуатацию. Он (промежуточный ОАБ) должен демонстрировать полную готовность ХОЯТ к вводу в эксплуатацию. Таким образом промежуточный ОАБ должен разрабатываться эксплуатирующей организацией после завершения строительства ХОЯТ и проведения предпусковых проверок и испытаний этой ядерной установки. И процесс рассмотрения ОАБ длится, как минимум, полгода, прежде чем на основании результатов экспертизы Госатомрегулирование выдаст разрешение.
Так что там на самом деле с испытаниями оборудования «Holtec International»? 22 июля 2021 года, как написано в акте за подписью главы комиссии, заместителя генерального директора ОП «Атомпроектинжиниринг» (ОП АПИ) В. Холоши и члена комиссии, начальника проектно-технического управления ОП АПИ А.Косинского, технология сваривания контейнеров была аттестована. Это та самая технология, которой Котин 19 июля аргументировал необходимость засекречивания и отказа от экспертиз и разрешительных документов на ввод в эксплуатацию ядерного объекта.
В связи с аттестацией технологии сваривания основания, изложенные в письме, сопровождающем проект постановления, целью которого является все засекретить, строго говоря, испарились. Остались только вопросы к оператору АЭС. Среди них, например: почему «Энергоатом» работает с КМУ через Минэнерго, в то время как компания по собственной инициативе перешла в сферу управления Кабинета Министров. Возможно потому, что зайди такой документ через Минэкономики, он был бы направлен для анализа в Госатомрегулирования – ведь именно его полномочия (но не ответственность) урезаются.
Чтобы понять, что ожидает нас в конце августа, в рамках Дня независимости, вспомним PR-шоу «Энергоатома» на площадке ЦХОЯТ ко Дню энергетика – 22 декабря 2020 г., когда транслировалась красивая картинка с окончания строительства объекта. Вспомним пылкие заверения П. Котина, что в конце мая пойдет первый поезд с ОЯТ на ЦХОЯТ. Вспомним его же слова через пару месяцев, что уж точно в конце июля поезд привезет ОЯТ. И в мае, что к Дню независимости – наверняка.
Да что там слова. Совершенно случайно удалось увидеть «Стратегический план развития госпредприятия НАЭК «Энергоатом» на 2021-2025 гг», утвержденный врио президента П. Котиным 31 мая 2021 года. Случайно – потому что на сайте «Энергоатома» до сих пор размещена предыдущая версия, подписанная предыдущим и.о. президента «Энергоатома» П. Павлышиным и предыдущим министром энергетики А. Оржелем.
В разделе 2.1. «Достижения в 2020 г.» черным по белому написано: «Открыт первый пусковой комплекс Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ). На ЦХОЯТ завершено сооружение всех строительных конструкций и инфраструктуры по приему и хранения отработавшего ядерного топлива, а также сама площадка, на которой будут расположены контейнеры с отработавшим топливом.
Начались пусконаладка и испытания оборудования и оборудования, поставленного компанией Holtec. Эксплуатация первого пускового комплекса стартует в мае 2021 года – после завершения строительства 43-километровой железнодорожной колеи в Хранилище, которое соединит его с железнодорожной сетью Украины. Еще 14 пусковых комплексов ЦХОЯТ достроят к 2040 году – параллельно с заполнением площадки Хранилища контейнерами с ОЯТ».
И тут возникают риторические вопросы: как можно в Стратегическом плане, подписанном 31 мая 2021 года, писать, что первый транспорт с ОЯТ пойдет на ЦХОЯТ в конце мая 2021 года? Как можно относить к «достижениям 2020 года» проект ЦХОЯТ, в то время как по ситуации на декабрь 2020 г. ни Акта о его готовности, ни Сертификата ГАСИ у НАЭК не было, важные системы не смонтированы (вентиляции, радиационного контроля, физической защиты, связи и др.), объект был подключен по временной схеме к энергоснабжению и требовалось дополнительное бетонирование?
Как это возможно вообще в цивилизованной стране для компании, которая еще год назад была образцом прозрачности и правдивости в подаче информации? Как можно это все утверждать письменно и устно, прекрасно зная, что обновленный ОАБ с учетом результатов испытаний, холодных и горячих, не представлен в Госатомрегулирование? И не от «Энергоатома» зависит начало введения в эксплуатацию ЦХОЯТ, а от решения Госатомрегулирования.
Мое оценочное суждение: новое руководство «Энергоатома», назначенное офисом президента, уже настолько вжилось в некую «свою» реальность, что начало само верить в нее вопреки доводам здравого смысла. Уверена, что ко Дню независимости Украины «Энергоатом» опять организует шоу с участием журналистов и заявит, что ЦХОЯТ вот прямо сейчас введен в эксплуатацию. Для этого прибудет поезд по отстроенной железнодорожной ветке с вдвое завышенной стоимостью. Но не с контейнером с ОЯТ, а с имитатором, поскольку на введение в эксплуатацию ЦХОЯТ разрешение Госатомрегулирования отсутствует.
Но в таком случае закономерно опасение, что ОЯТ украинских АЭС по-прежнему будет храниться в бассейнах выдержки или же тайно вывозиться в РФ. Тем более, что есть письмо из России, в котором подтверждается возможность принимать на длительное хранение ОЯТ украинских АЭС до конца 2021 года. Кстати, в упомянутом выше Стратегическом плане запланировано согласование с российским ФГУП «ГХК» дополнений к контрактам на вывоз отработавшего ядерного топлива с реакторов ВВЭР-1000 в 2022 году. Подписание самого контракта запланировано на IV квартал 2021 года. А компания «Энергоатом», которая задолжала отечественным производителям около 6 млрд грн и довела их предприятия до банкротства, продолжит платить РФ немалые суммы в долларах…
Во второй части материала автор расскажет о финансовом состоянии «Энергоатома». Этот текст будет опубликован в ближайшее время.