Nota bene: избавится ли Украина в 2021 году еще одной зависимости от России
Почему нынешнее руководство «Энергоатома» продолжает «политику Андрея Деркача», и как это мешает объявленным целям

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько более эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в исследуемом вопросе. Сегодня Наталья Дегтяренко, экс-сотрудник Дирекции по внешним коммуникациям НАЭК «Энергоатом», рассказывает о противоречивых реалиях работы компании, которые могут привести к срыву планов по запуску Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива.
Во время Всеукраинского форума «Украина 30. Платежка» в середине февраля временный руководитель НАЭК «Энергоатом» Петр Котин сделал «сенсационное заявление», что уже в июне 2021 года Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) на территории Чернобыльской зоны сможет принять на хранение первую партию топливных сборок с украинских АЭС. И добавил, что «Энергоатом» завершил строительство объекта, как и обещал, ко Дню энергетика – 22 декабря 2020 года. Поэтому уже в этом году страна сможет «окончательно отказаться от вывоза отработанного ядерного топлива в Россию. Потребность Украины в этих услугах наконец отпала».
Но действительно ли подобные «праздничные речи» имеют под собой реальную базу? Ведь с начала года «Энергоатом» уже успел оказать немало информповодов для сомнений. Например, накануне Рождества было объявлено о завершении планово-предупредительного ремонта блока №5 на Запорожской АЭС и его запуска в работу. А уже через сутки, 7 января 2021 года, на энергоблоке обнаружили протекание первого контура парогенератора. 13 февраля 2021 года во время пусковых послеремонтных операций на энергоблоке №2 Хмельницкой АЭС сработала аварийная защита. Но на официальном сайте оператора всех действующих АЭС Украины об этом не было ни слова, только сообщение о сокращении продолжительности ремонтов.
А еще компания продолжает начатые в прошлом году «успешные торги» на энергорынке, продавая посредникам свою электроэнергию по заниженным ценам. Это может снова привести к срыву ремонтной кампании на энергоблоках АЭС, который произошел 2020 года, и из-за чего возникла критическая ситуация в энергосистеме Украины этой зимой. Таким образом, победные рапорты «Энергоатома» пока не оправдывают себя.
2021 год в определенном смысле – знаковый для атомной отрасли Украины. Еще в 90-х годах «Энергоатом» начал строить пилотное пристанционное хранилище на Запорожской АЭС, и ровно 20 лет назад, в 2001 году, оно было введено в эксплуатацию.
Уже в 2004-м «Энергоатом» провел тендер по выбору технологии для Централизованного хранилища, куда сдавать топливо с Хмельницкой, Ровенской и Южно-Украинской АЭС. Но реальное его строительство началось только в 2017 году, и должно завершиться в мае 2020-го. Однако последние временные руководители компании – Павел Павлишин и Петр Котин – фактически затормозили достройку. Поэтому у специалистов отрасли есть серьезные сомнения, что Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива сможет заработать в июле 2021-го.
# ПравдаПроАтом – хэштег распространение фейков
На официальной фейсбук-странице «Энергоатома» есть рубрика # ПравдаПроАтом, которая призывает читателей: «Видите высказанное мнение – проверьте факты, на которых оно базируется, ведь манипуляций о нашей работе в публичном пространстве меньше не становиться».
Прислушиваемся к этому совету и проанализируем реальное положение дел на строительстве Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива.
После многочисленных скандалов, бушевавших вокруг строительства ЦХОЯТ в течение всего 2020 года, подтвержденных фактов о приостановлении работ на площадке и скандальных спецсовещаний в Минэнерго, Петр Котин пообещал, что именно ко Дню энергетика капитальное строительство хранилища будет завершено на 100%. И в подтверждение своих слов, менее чем за две недели до срока, а именно 9 декабря 2020 года , заключил без всякого тендера сомнительную сделку на почти 422 млн грн с новым подрядчиком ООО «СК КБР».
Отчет об этой сделке до сих пор не опубликован, но в «Энергоатоме» отмечают, что «компания привлекла собственные ресурсы и силы для завершения строительных работ». По требованию Минэнерго объяснить, что это за соглашение, в компании не придумали ничего лучшего, как сделать вид, что впервые об этом слышат.

Формально предмет договора – иной, однако по факту компания «СК КБР» выполняет работы по достройке ЦХОЯТ, потому что под гриф «секретно» может подпадать только монтаж систем физической защиты. Для этой работы в «СК КБР», согласно Закону Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии», должно быть разрешение Госатомрeгулирования на провeдeння определенных работ, но его нет. Так же как и соответствующего опыта работ на ядерных объектах, для проведения которых тоже необходимо разрешение.
Между тем источник в «Энергоатоме» подтвердил, что уже ведется активная работа по заключению с «СК КБР» еще одного дополнительного соглашения на проведение других работ на полмиллиарда гривен. И снова в обход тендерной процедуры.
Что на самом деле происходило на площадке ЦХОЯТ 22 декабря 2020?
В День энергетика, 22 декабря, «Энергоатом» на своей официальной странице отчитался о своевременном завершении строительства первого пускового комплекса Централизованного хранилища, а также провел заводские приемочные испытания и установил оборудование Holtec International. Тогда же Петр Котин заявил: «Можно говорить о 100%-ной строительной готовности объекта. Уже в мае 2021 года в хранилище заедет на хранение первая партия отработанного ядерного топлива».
Внимание: 22 декабря была заявлено, что ЦХОЯТ будет готово принять отработанное топливо на хранение в мае 2021 года, но 16 февраля на конференции тот же Котин говорит уже об июле 2021 года. Почему изменилась дата?
А потому, что на День энергетика никакой «100%-ной строительной готовности объекта» не было. И это подтверждено официальными письмами «Энергоатома» в Минэнерго. В частности, в Информационной справке о состоянии реализации ЦХОЯТ от 18.12.2020, которую компания предоставила Минэнерго, отмечается, что «на отчетный период средняя строительная готовность ЦХОЯТ составляет 89%, а общая готовность – 85%».




В своем ответе Минэнерго отмечает недостаточность и противоречивость предоставленной информации: «Энергоатом» ссылается на информацию, которая не содержит исчерпывающих и однозначных ответов о: готовности ЦХОЯТ как объекта завершенного строительства; состоянии работ по получению разрешительных документов Государственной инспекции ядерного регулирования и Государственной архитектурно-строительной инспекции по введению хранилища в эксплуатацию; наличии подготовленного и допущенного к самостоятельной работе персонала для обеспечения выполнения технологических операций с контейнерами для ОЯТ, которые предусматриваются технологией Holtec, на площадке ЦХОЯТ и энергоблоках АЭС».


В этом же письме Минэнерго также требует предоставить разъяснения по поводу отсутствия в системе ProZorro данных о договоре от 09.12.2020 №30-146-08-20-00167 между ОП «Атомпроектинжиниринг» и «СК КБР» со стоимостью работ, превышающих 300 млн грн. И попутно проводит для юристов «Энергоатома» небольшой ликбез на тему «Нарушение законодательства в сфере публичных закупок». Предлагая «в дальнейшем воздержаться от безосновательных обвинений государственных органов в препятствовании реализации проекта ЦХОЯТ».
Главная изюминка этой переписки – подтверждение того, что # ПравдаПроАтом – это не про правду, а совсем наоборот: «Обращаем внимание, что в результате мероприятия, которое состоялось 22.12.2020 на площадке ЦХОЯТ с участием руководства «Энергоатома» и представителей средств массовой информации, пресс-службой компании распространена информация о завершении строительства первой очереди ЦХОЯТ, что фактически противоречит сведениям, приведенным в письме «Энергоатома» от 18.12.2020 №16761/46».
Интересно, что отсутствие на этом, без преувеличения, эпохальном событии, представителей посольства Соединенных Штатов Америки, представителей компании Holtec International и ее президента Криса Сингха, представителей Совета директоров Корпорации зарубежных частных инвестиций OPIC и Central Storage Safety Project Trust, представителей Госатомрегулирования и Министерства энергетики и угольной промышленности Украины... в «Энергоатоме» объяснили «карантинными мероприятиями, связанными с COVID-19». На самом деле, все они отказались участвовать в этом fake-шоу. И это несмотря на все попытки со стороны вице-президента «Энергоатома» Германа Галущенко наладить «плодотворную совместную работу» с Вашингтоном.
По информации из дипломатических источников, представители Госдепа и эксперты Министерства энергетики США, мягко говоря, недовольны переговорами с нынешним руководством «Энергоатома» и характеризуют их не иначе, как «не имеющие никакого результата» как в вопросах ликвидации задолженности компании перед Westinghouse, так и ускорения сооружения Централизованного хранилища.
Среди присутствующих на событии были лишь представители «Энергоатома» и журналисты некоторых СМИ. Последних ради «картинки» завели в здание караула – самую маленькую и единственную постройку на территории хранилища, которую в экстренном порядке более-менее привели в порядок накануне Дня энергетика, подключив к временному току и установив несколько технических шкафов и столов с компьютерами.



Что еще нужно для красивой «картинки»? Ну... расставить кучу стендов и запустить какую-то технику, чтобы поездила вокруг. Как заметил тогда главный инженер ЦХОЯТ Андрей Савин: «Останется весной засеять траву и объект будет полностью готов».

Говорят, что накануне мероприятий, посвященных «завершению строительства», к помощнику президента Владимира Зеленского – Сергею Шефиру – пришел человек, подробно проинформировавший последнего о реальном состоянии дел на площадке. После чего в ОП было принято окончательное решение: «Президенту не стоит посещать это мероприятие, чтобы не порочить себе репутацию». И уже в январе этого года президент Украины утвердил решение СНБОУ, которым «Энергоатом» обязали завершить строительство и ввести Централизованное хранилище в эксплуатацию.
Как забыли о разрешениях?
Но и это еще не все. Государственная инспекция ядерного регулирования Украины 25–27 января 2021 года инициировала проведение инспекции на площадке строительства с целью «проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах «Энергоатома»...».
По результатам этой инспекции 1 февраля состоялись общественные слушания, на которых представители Госатомрегулирования (под протокол) выразили сомнения по поводу состояния работ на площадке Централизованного хранилища, состояния выполнения и реализации заводских приемочных испытаний оборудования Holtec International, а также возможности введения Централизованного хранилища в эксплуатацию во II квартале 2021 года.
В протоколе, в частности, отмечается: «Несмотря на отчет «Энергоатома» о завершении строительства ЦХОЯТ, конструкции здания перегрузки до сих пор нуждаются в дополнительном бетонировании. Испытания главного крана планируется начать в марте, а, согласно плану «Энергоатома», строительство Централизованного хранилища должно быть окончательно завершено в мае 2021 года. Кроме того, остаются без ответа вопросы системы вентиляции, кабелей, состояния бетона на площадке хранения, систем радиационного контроля, подъездных путей и многое другое...».
В Госатомрегулировании отмечают, что строительные работы могут считаться выполненными только при наличии акта завершения строительства, выданного Государственной архитектурно-строительной инспекцией. С такими аргументами трудно спорить. Тем более что на сегодня у «Энергоатома» такого акта ГАСИ нет и быть не может.
Поскольку в соответствии с Графиком строительства ЦХОЯТ от 15.01.2021, утвержденным подписью Котина, получение сертификата ГАСИ о принятии объекта в эксплуатацию запланировано на 21 мая 2021 года. Так что ни о какой «первой партии ОЯТ, которая заедет на хранение уже в мае 2021 года» речь не идет. Впрочем, в июле этого также не произойдет.
В соответствии с распоряжением КМУ, ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса означает постановку на площадку хранилища четырех контейнеров с отработанным топливом (трех – с ВВЭР-1000 и одного – с ВВЭР-440). А для того, чтобы получить от Госатомрегулирования «Особое разрешение на ввод в эксплуатацию ЦХОЯТ», по процедуре должна состояться соответствующая экспертиза. И эта процедура, по опыту ядерного регулятора (имеет опыт введения в эксплуатацию хранилища ХОЯТ-2 для ЧАЭС), длится минимум полгода.
Таким образом, путем простых арифметических действий, с определенной долей оптимизма можно вычислить, что настоящее эпохальное окончания строительства ЦХОЯТ и заезд первой партии отработанного ядерного топлива с АЭС Украины на хранение в Централизованное хранилище должны состояться не ранее декабря 2021 года.
Но оптимизма маловато, так как отработанное топливо должно поступать в хранилище по железной дороге. Но на уже готовом участке подъездной дороги (6 км, на балансе «Энергоатома») почти через год после введения в эксплуатацию «обнаружили дефекты». А еще есть участок Вильча – Янов, длиной около 30 км, который до сих пор непригоден для эксплуатации. И если этот путь не отремонтируют, хранилище функционировать не сможет.
До настоящего времени этим объектом занимались ГСП «Северная Пуща», Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения и АО «Укрзализныця». 18 декабря 2021 года на совещании в Кабинете Министров «Энергоатом» предложил выступить заказчиком реконструкции этой железнодорожной колеи и даже указал дату завершения работ – до 1 мая 2021-го. Исполнителем работ по прокладке железнодорожного пути выступит «Укрзализныця».
Остается подождать два месяца, чтобы или увидеть очередной победный релиз на сайте «Энергоатома», или услышать новые даты завершения работ. Либо очередные фамилии виновных в срыве работ. И можно поспорить, что это будут не фамилии руководителей «Энергоатома».
Как работает «турборежим полураспада»?
Что касается «сенсационных заявлений» об «окончательном отказе от вывоза отработанного ядерного топлива в Россию», то, по информации из дипломатических источников, а также источников в «Энергоатоме», в конце прошлого года компания официально оформила запрос на продление договора с Россией «в связи с необходимостью осуществления перевозок отработанных тепловыделяющих сборок с украинских АЭС в 2021 году». А также получила от РФ предложение «продолжить временную схему перевозок отработанных тепловыделяющих сборок с украинских АЭС до конца 2021 года».
К большому сожалению, все эти события происходят от «имени и по поручению» нынешнего временного руководства стратегической для Украины отрасли. Руководства, которое уже отмечено меткой подсанкционного Андрея Деркача, что подтверждает даже и. о. министра энергетики Юрий Витренко в интервью Радио «Свобода».
Интересный факт: 15 лет назад строительство хранилища затормозили в пользу России больше чем на 10 лет. Это стало возможным после принятия в 2005 году закона «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение». Автором этого закона был Андрей Деркач.
Закон регламентирует очень зарегулированную процедуру для начала строительства Централизованного хранилища. Поэтому депутаты нескольких созывов Верховной Рады отказывались принять необходимый для строительства ЦХОЯТ закон несмотря на то, что объект должен был строиться в закрытой Чернобыльской зоне. Совпадение?! Не думаю.
А теперь об еще одном совпадении, которое ставит под угрозу строительство еще одного хранилища в Чернобыльской зоне. На этот раз речь идет о хранилище остекленных высокоактивных отходов, которые должны возвращаться из России после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС. Тендеры на это строительство несколько раз переносили, отменяли – и вот тендер объявлен снова. Но есть нюанс.
Кроме торгов, по проекту строительства этого хранилища не выполнено больше ничего – ни один пункт процедуры так называемого закона Деркача. И самое главное – не существует не только закона о строительстве объекта, даже проект закона не внесен в Верховную Раду. Это прекрасный повод для РФ обжаловать через свою сеть общественных активистов это строительство.
Чем все закончится – догадаться нетрудно. Деньги на тендер потратят, строительство заморозят, а потом годами будут выполнять все процедуры и собирать парламентское большинство для принятия закона. И конечно – платить России штрафные санкции.
Сейчас в Иванковском суде (Киевская обл.) уже зарегистрировано исковое заявление от жителя Макаровского района к ГСП «Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами» с требованием отменить тендер на строительство, пока не будут выполнены все процедуры.
И можно было бы в конце концов отменить «закон Деркача». Если бы в ядерной области было настоящее лобби в парламенте, а сами руководители ядерных предприятий работали на свою страну, а не на собственный карман или в интересах страны-агрессора.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.