Технологии играют жизненно важную роль в нашей повседневной жизни. По статистике, каждый третий ребенок учится пользоваться мобильным телефоном или планшетом раньше, чем начинает говорить: 29% детей начинают пользоваться гаджетами уже в раннем возрасте, а 70% – полностью осваивают их к младшему школьному возрасту. Но что же означает такая статистика?
О положительном и отрицательном влиянии гаджетов на детей рассказала Mind врач-психотерапевт медицинского онлайн-хаба Doc.ua Анастасия Черняк.
По результатам исследования, умеренное использование гаджетов, может иметь множество позитивных влияний на ребенка.
Двигательные навыки – это навыки, которые связаны с движениями мышц, в частности губ, пальцев, запястья, языка и пальцев ног. Поэтому, когда малыши играют в игры на планшете или любом другом устройстве, их пальцы и руки получают тренировку. Это полезное упражнение для детей. Используя современные клавиатуры или другие портативные устройства, они не подвергаются риску травм или какой-либо угрозы по сравнению с игрой на открытом воздухе. В результате их руки и пальцы за короткое время становятся более развитыми.
Когнитивные навыки – это способность обрабатывать информацию, рассуждать, запоминать и связывать объекты с другими объектами. Эти навыки напрямую связаны с памятью и языком. Сегодняшние технологии помогают быстрее и лучше развивать когнитивные навыки у детей. Например, интерактивные приложения, видеоигры, различные задачи и обучающие программы доступны на разных устройствах, которые их интересуют больше, чем книги.
Гаджеты – это развлечение для детей, пока они ими пользуются. Им нравится играть в игры, будь то головоломки, гонки, давка конфет или простой шутер от первого лица, дети веселятся и понимают простые причины и следствия, действия и реакции. Электронные устройства имеют гораздо более продвинутые возможности обучения детей в увлекательной игровой форме, чем книги или другие старые методы.
Технологии полезны в обучении. Дети могут с легкостью получить доступ к образовательным сайтам или подробную информацию по необходимой теме. Визуальные презентации, обучающие видео, интерактивные программы, учебные пособия и множество книг, постоянно доступных в Интернете, совершили революцию в образовании. Дети самостоятельно изучают современные инструменты и методы. Развивающие игры помогают детям хорошо учиться.
Когда дети играют в игры, они начинают отличать выигрыш от проигрыша. Это занятие может повлиять на их стремления и усилия. Дети будут с большим энтузиазмом добиваться желаемых результатов.
Помимо позитивного влияния гаджетов, чрезмерное их использование приравнивается к зависимости. Последствия варьируются между психическими, физическими и эмоциональными проблемами.
В первые годы жизни мозг увеличивается в три раза и продолжает развиваться до взрослого возраста. Исследования показали, что слишком большое количество гаджетов может негативно повлиять на работу мозга ребенка и даже вызвать дефицит внимания, задержку когнитивных функций, нарушение обучения, повышенную импульсивность и снижение способности к саморегуляции.
Дефицит внимания: синдром гиперактивности (СДВГ) – это психическое расстройство.
Вызывает такие проблемам, как трудности в концентрации внимания, чрезмерная активность или трудности с контролем поведения. Это может вызывать у детей беспокойство, неспособность сосредоточиться и легкость отвлечения внимания. Такое изменение поведения может вызвать проблемы в школе или дома.
Дети учатся многому в возрасте до пяти лет. Но, если они пользуются гаджетами слишком часто, их время на общение с родителями и обучение ограничено. Это нарушает нормальное развитие навыков общения и взаимодействия с людьми. Кроме того, использование устройств связано с задержкой развития когнитивных функций и нарушением обучаемости. Детям нужны родители, а не гаджеты.
Беспокойство, нервозность, застенчивость и страх могут развиться из-за многочасовых компьютерных игр. Дети, которые страдают такими симптомами, стараются избегать людей, мест и занятий. Ребенок начинает проявлять агрессию или кажется напряженным, когда не может выйти в интернет, и это чувство волшебным образом проходит, когда его гаджеты возвращаются.
Детская депрессия – очень распространенное и тяжелое заболевание, что отрицательно сказывается на поведении ребенка. На том, как он думает и действует. Слишком частое использование гаджетов приводит к депрессии и к проблемам с психическим здоровьем у детей определенного возраста. Кроме того, на это могут влиять и социальные сети, которые прославляют безупречную жизнь и хорошее телосложение, из-за чего самооценка и уверенность детей в себе подрываются.
Это одна из самых больших проблем в растущем мире технологий. Дети чаще используют интернет для просмотра контента для взрослых, чем для поиска образовательных сайтов. Такая практика плохо сказывается на формировании их характера.
Один из самых больших рисков для здоровья, от чрезмерного использования смарт-устройств, связан со зрением. Национальный институт глаз обнаружил, что частота миопии (близорукости) увеличилась за последние несколько десятилетий. Другим воздействием на глаза было снижение частоты моргания, что привело к частым случаям синдрома сухого глаза.
Другим негативным последствием чрезмерного использования гаджетов является снижение слуха, из-за прослушивания громкой музыки в наушниках.
Чаще всего дети сидят согнувшись и/или ссутулившись перед гаджетом. В таком случаем мышцы спины, шеи и плеч очень скоро дают о себе знать болевыми ощущениями. Слишком долгое и неудобное сидение, плохая эргономичность – все это усугубляет проблему.
Из технических устройств получаются отличные няни, потому что они так долго удерживают детей неподвижными, но отсутствие физической активности является основным фактором детского ожирения и связанных с ним рисков, таких как диабет, сердечный приступ и инсульт.
Слишком много проведенного времени за телефоном/компьютером не только истощает мозг, но и утомляет тело. Длительное бездействие снижает кровообращение и может вызвать нагрузку на мышцы и суставы. Результат – усталость, даже при отсутствии движения. Кроме того, чрезмерное использование гаджетов увеличивает уровень стресса. Постоянный стресс может отрицательно повлиять на сердце, сон, пищеварение и эмоции.
Если вы наблюдаете следующие симптомы у вашего ребенка, скорее всего у него уже есть зависимость от гаджетов, или номофобия – навязчивый страх остаться без своего мобильного телефона.
Проблемы в школе. У вашего ребенка снизилась успеваемость, из-за того, что ему не хватает времени на выполнение всех домашних заданий и учебы.
Проблемы со сном. Ребенок плохо спит или не высыпается, из-за того, что подолгу сидит перед гаджетом.
Изоляция от семьи и друзей. Ребенок отдалился от вас, стал более замкнутым и скрытным, подолгу сидит в комнате перед монитором. Редко гуляет и общается с друзьями.
У ребенка наблюдается чувство страха и паники, если он оставит смартфон дома, обнаружит, что разрядилась батарея или произошел сбой операционной системы.
Родители могут предпринять следующие меры предосторожности и шаги, чтобы уберечь своих детей от зависимости.