Эффективность полноценной удаленной работы, а тем более во время войны, может быть не на должном уровне, ведь речь идет о навыках самоорганизации и дисциплины, а эти качества имеют далеко не все. Однако есть несколько инструментов, которые позволяют держать команду в положительном контроле и добиваться общих качественных результатов, даже в самые турбулентные времена. Любовь Мочалова, CEO «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE, поделилась с Mind пятью советами для поддержки команды и настройки слаженной деятельности в это непростое для Украины время.
Человек объективно решает свои вопросы по мере их важности для собственного выживания. Поэтому понятно, что в начале внезапно обрушившейся на нас войны каждый член команды первые недели две думал исключительно про безопасность себя и близких. Кто-то пытался и работать, но это было скорее всего мало эффективно.
Но нюанс в том, что говорить о полноценной безопасности физической, эмоциональной и информационной нельзя будет аж до полномасштабного окончания военных действий. И руководителю команды нужно это учитывать.
Крайне важно уделять персональное внимание сотрудникам и их личным проблемам, которые тревожат.
Это может быть мама, которую нужно помочь вывезти из осажденного города, помощь в поиске редких медикаментов, без которых человек полноценно не сможет функционировать или другие насущные вопросы. Всем этим придется озаботиться и помочь решить. Иначе вернуть внимание сотрудника к выполнению рабочих задач будет невозможно. Есть кейсы, когда люди прямо говорят «Ну уволь меня, я не могу сейчас работать». Вот и нужно выяснить почему не может и справиться с этим.
Если речь идет о большой команде, важно выстроить иерархию коммуникации и решения этих вопросов: директор с топ-менеджерами, те в свою очередь со своими командами. Нельзя упустить из виду ни одного сотрудника.
Вторжение россии на территорию Украины сильно пошатнуло бизнес среду, многие ниши стали не востребованы. Соответственно, многим компаниям, которые решили не закрыться, а выжить как проект, пришлось придумывать новые виды заработка, пересмотреть формат продукта или услуги, объединяться.
В этих условиях до команды важно донести откуда приходят деньги на их зарплаты. Например, если до войны все жили на деньги с продаж, а во время войны продукт стал невостребованным, есть два пути: или закрыться и разойтись, или сесть всем вместе и придумать как добыть денег себе на зарплаты. И в этот процесс необходимо вовлечь каждого, вплоть до офис-менеджера.
Такие встряски не только рождают новые кризис-менеджмент идеи, но и хорошенько сплачивают коллектив. Получше любого тимбилдинга.
У многих команд во время войны появилось больше свободного времени, которое можно тратить на просмотр новостей, а можно сфокусироваться на собственных амбициях и планах. Человеку очень нужны положительные эмоции, чтобы переварить большой объем стресса и быть продуктивным.
Поэтому хорош тот управленец, который поощряет в своих людях личные и профессиональные стремления из серии «что я сделаю после войны», «на кого я могу переучиться сейчас», «наконец есть время закончить диссертацию» и т.д.
Команда очень оценит, если руководитель поговорит с ней о таких вещах, как личное развитие, отправит информацию о необходимых курсах или познакомит с кем нужно. И она точно вернет это в виде преданности проекту и качественно выполненных задач.
Нужно также обсудить амбиции самого проекта и команды как единого целого. Время войны можно воспринять периодом выхода из операционки, когда наконец есть время на глобальное планирование и стратегическое развитие.
История знает очень много примеров, когда в сложных кризисах рождались стартапы-единороги, а локальные фирмы выходили на мировой уровень, поражая неожиданными решениями.
Проведите стратегическую сессию! Когда еще у вас будет такая возможность?
Главное качество руководителя – это отдавать приказы и следить за их выполнением. И в военное время это правило только усиливается.
Есть такое понятие как эмоциональный тон человека – то в каком состоянии он пребывает. Например, грусть, апатия, злость, радость. В период внезапного вторжения и жестоких военных действий люди часто могут быть в тоне апатии. Он опасен тем, что из него не так просто выйти, не говоря уже о том, чтобы быть эффективным на работе.
И вот из тона апатии как раз выводит эмоциональная встряска (резкие, четкие указания). Иными словами – если вы видите что член вашей команды ушел в себя и ему стало все безразлично, эффективнее будет на него накричать и внедрить жесткую дисциплину. Потому что пытаться быть мягким или развеселить человека в апатии бессмысленно.
Насколько в военном строю солдаты не обсуждают приказы руководящего состава, настолько же и подчиненные не должны рассуждать по поводу распоряжений руководителя.
Эти простые правила помогут если не вернуть бизнесу довоенное процветание, то хотя бы продолжить выживание проекта. За что команда будет точно благодарна своему руководителю.