Накануне глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли во время Всемирного экономического форума в Давосе подчеркнул, что закрытые украинские порты существенно повлияют на глобальную продовольственную безопасность. В то же время их разблокировка станет шагом к продовольственной стабильности. Кроме того, из-за войны, развязанной россией против Украины, пострадали и другие логистические пути и центры. Что изменилось в этой сфере и как возобновить поставки самого необходимого во время войны, рассказал Mind основатель компаний CoreTeka и WareTeka, резидент Reactor.ua Александр Исаченко.
Первое и самое главное изменение, которое произошло в украинской логистике, – это смещение «центра тяжести». Как известно, крупнейший складской хаб в Украине – 70–80% всех профессиональных складских площадей – находился в Киевской области. Здесь было сосредоточено 1,8–2,2 млн кв. м профессиональных складов, компании оперировали площадями в 10 000–20 000 кв. м.
С началом войны крупные компании, а вслед за ними средние и мелкие, были вынуждены перевезти свои складские остатки и товары на запад Украины. Произошел колоссальный отток во Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую области, Закарпатье, где такого объема складских площадей не существовало в принципе. Помещений на всех не хватало, а те, которые компаниям удавалось занять, на порядок уступали бывшим по площади, организации пространства и уровню обслуживания.
Компании, привыкшие к десяткам тысяч квадратных метров современных профессиональных складов, вынуждены были распоряжаться на тысяче, максимум двух, а то и на пятистах квадратных метрах, зачастую на старых объектах с совсем другими принципами организации складской логистики. Все это очень сильно изменило и логистические процессы, и цепочки поставки, и стоимость самих операций.
Таким образом, бизнес был вынужден изменить складскую цепочку и тем самым увеличить сложность и стоимость этих операций. Можно назвать три основных фактора, которые повлияли на бизнес-процессы, связанные с логистикой.
Если раньше товар мог долгое время находиться на складах, откуда шла отгрузка, то сейчас бизнес начал отгружать «с колес», стараясь минимально накапливать остатки, чтобы в случае возможной атаки на склады не было потерь товара.
Как правило, запуск склада занимает примерно три месяца: переезд склада, развертывание IT-системы и IT-интеграция, настройка систем безопасности, видеонаблюдения и т. д. Понятно, что столько времени у компаний не было, они были вынуждены мигрировать в считаные недели, а то и дни, на неизвестные площади. Где-то «хромала» безопасность, где-то – операционные процессы. Логистике, особенно складской, было, мягко говоря, сложно, но при этом компании справились достаточно хорошо. Включился режим выживания, запуска с нуля, закрывались базовые потребности, такие как поиск складов, водителей, складского персонала.
С этим была большая проблема, особенно в первое время. Это огромное количество блокпостов и осмотров. Это отсутствие четких правил передвижения во время комендантского часа: каким логистам можно было ехать в ночное время, а каким нельзя. Это те или иные действия со стороны тероборон, которые не всегда адекватно реагировали на ночные передвижения транспорта, доставляющего продукты.
В принципе, логистика как таковая в мирное и военное время сильно не отличается. Если говорить об обычных продовольственных товарах, то и сейчас все идет своим чередом, все доставляется. Главное – это обеспечение безопасности зон и точек отгрузки, пунктов доставки, транспорта.
Изменения произошли, но локально или в рамках отдельных бизнес-процессов. Был ряд проблем с импортом, которые уже решены. Есть задержки доставки товаров в отдельные районы из-за оккупации или высоких рисков. Сейчас нулевая авиационная и воднотранспортная логистика. Есть определенные сложности въезда и выезда по железной дороге из-за отсутствия железнодорожных вагонов для экспорта из Украины товаров аграрной группы и отсутствия необходимого объема железнодорожных вагонов по импорту топлива – этот вопрос активно решается в последние недели.
Раньше склады были на Киевщине, сейчас – на западе Украины. Раньше транспорта и водителей было вполне достаточно, сейчас есть сложности с их поиском.
Все это, конечно же, влияет на рост цены на товар для конечного потребителя. Сегодня средний товар подорожал на 1–3%. Почему так? Потому что в среднем в структуре товара логистика занимает ориентировочно 12–15% (это мировые усредненные цифры). Но надо отметить, что это увеличение не является таким существенным, как, например, при инфляции, которая куда сильнее влияет на рост стоимости товара, чем сложности с логистикой.
Сейчас, когда враг ушел с киевского направления, логистика начала возвращаться. Огромным стрессом стало уничтожение около 400 000 кв. м складов под Киевом. Это огромное количество – порядка 20% всей профессиональной складской недвижимости в Украине. Большая потеря для рынка Украины.
Корпоративные потребности в складах сегодня достаточно велики. Еще до войны в Киевском регионе был спрос в районе 400 000 кв. м. Сейчас спрос не так высок, и это связано в основном с большим оттоком логистических процессов на запад Украины и общим снижением товаропотока.
«Центр тяжести» при постройке новых складов сильно изменится. Если раньше львиная доля всех складов создавалась в Киевской области, то сейчас компании склонны смещать фокус на южную часть Киевской области и юго-запад Украины, считая их более безопасной зоной.
Если говорить о локациях под Киевом, то сейчас есть более активный интерес в поисках складской недвижимости и размещении своих складских товаров и остатков на Белоцерковском направлении. Это, в частности, связано с тем, что у многих компаний, которые потеряли склады на севере Киева, появились «фантомные боли», они не хотят возвращаться «на ту сторону».
При создании новых складских помещений мы должны четко понимать риск-профиль страны, понимать угрозы.
Компании убедились, что было неразумно размещать инфраструктуру в одном месте, как это было в Украине: до 80% всех складов – в Киевской области. Нужно распределять склады по территории Украины и создать определенный буфер, чтобы удерживать их. Включать режим формирования буфера заранее, по определенным протоколам, до наступления экстренной ситуации.
Также важно иметь склады госрезерва, как это организовано в крупных европейских странах: Германии, Чехии, Польше. Большое количество гуманитарной помощи, которую мы сейчас получаем из Европы, – именно из госрезерва. К сожалению, у нас инфраструктура складов госрезерва была, мягко говоря, не очень подготовлена.
Ситуация, которая произошла в Украине, показательна для всего мира. Очевидно, что мы не были готовы к такому развитию событий. И понятно почему: ни одному здравомыслящему человеку не могло прийти в голову, что в XXI веке в центре Европы может произойти такая трагедия. Самое важное, что можно из нее вынести в отношении логистики, – это то, что страна должна уметь управлять своими логистическими потоками в экстренных ситуациях. Должен быть риск-менеджмент, который поможет большей частью покрывать логистику.