Война спишет не все: как избежать нежелательных потерь в бизнесе

5 рискованных сценариев и пути победы над рисками

Фото: depositphotos.com

Любые тектонические сдвиги в политике и экономике ведут к поведенческим изменениям бизнеса и его запросов. Например, с приходом войны потребность в аудите не отпала, но изменились ситуации, при которых к нему приходится обращаться. Об основных из них специально для Mind рассказывает аудитор, партнер, Crowe Erfolg ASIS, ACFE, ASCP Артем Ковбель.

После 24 февраля наиболее актуальные запросы от собственников бизнеса условно можно разделить на пять направлений. Рассмотрим их содержание, причины и выводы, вытекающие из этих кейсов.

«Мы – акционеры, хотим интенсифицировать свой бизнес и структурировать денежные потоки. Но есть подозрение, что бухгалтер ведет непрозрачную деятельность».

Причина происходящего: подорожание кредитного ресурса в связи с повышением учетной ставки НБУ до 25%. Естественно, со временем удорожание ресурса отразится на бизнесе. И бизнес это понимает, поэтому начинает искать дополнительную ликвидность в себе. При подобных ситуациях вполне закономерно, что собственники стремятся разложить все потоки «на молекулы» и понять, воруют ли у фирмы неблагонадежные сотрудники.

Вывод: всегда просчитывайте реальную финансовую нагрузку и создавайте подушку безопасности; верифицируйте компетентность и благонадежность своих сотрудников.


«Мы – совладельцы бизнеса, но хотим разойтись. Мой партнер предпочел остаться в стране, а я решил начать новое дело за рубежом. Хотим посчитаться, определить точный финансовый результат компании и произвести оценку стоимости бизнеса».

Причина происходящего: многие предприниматели больше не согласны ни от кого зависеть и/или привязываться к партнерам. Хотя, по идее, во времена кризиса наоборот нужно объединяться, ведь выживать вместе проще. Но практика говорит о другом: в периоды повсеместной неопределенности каждый хочет сам принимать все решения и быть более мобильным.

Вывод: играйте «в белую», не смешивайте потоки; будьте готовы всегда предоставить партнеру свои расчеты и взвешенно оценить вклад каждого в общее дело.


«Пришла пора выплачивать дивиденды. Но оказалось, что согласно отчетности деньги в компании и кассе есть, а физически – их нет».

Причина происходящего: учет в компании долгое время находился в катастрофическом состоянии. Теперь в экстренном порядке необходимо определить, куда ушли деньги и кто в этом виноват. Виновны могут быть как лично один из партнеров, так и менеджмент, подотчетный кому-то из партнеров. Во втором случае подчиненные «втихую» выводят деньги по указанию этого нечистого на руку партнера.

Вывод: необходимо быть бдительнее к кадрам и срочно восстанавливать корректный финансовый учет.


«Мы – иностранные инвесторы. Наш украинский партнер перестал выплачивать нам дивиденды по явно надуманной причине. Просим проверить реальный финансовый результат совместного предприятия».

Причина происходящего: как правило, оказывается, что в компании никогда не проводился  финансовый аудит или проводился очень давно. На вопрос, почему так получилось, ответ обычно звучит так: «Мы доверяли своему партнёру».

Вывод: никогда не инвестируйте в бизнес, который регулярно не контролируете.


«Я – совладелец в агробизнесе. Мы с партнером занимаемся совместным выращиванием сельхозпродукции, также владеем элеваторными мощностями, в которых хранили зерно. С началом боевых действий элеваторы были временно оккупированы, зерно из них (со слов партнера) было вывезено страной-агрессором. Я на момент вторжения не находился в стране, и проверить подлинность данного утверждения не могу. При этом у партнера появились новые активы. Предполагаю, что зерно было продано им лично, а списано на убытки от войны».

Причина происходящего: военные действия и вызванный ими хаос становятся большим искушением для некоторых предпринимателей по-быстрому освоить активы и уклониться от выполнения обязательств, сославшись на форс-мажор. Тут играет свою роль и фактор тотального стресса, когда неизвестно, что будет завтра. И страх «потерять все» трансформируется в условно-приличное желание «сохранить хоть что-нибудь». Увы, с оговоркой: учитываются только личные интересы.

Вывод: обеспечение физической безопасности как часть системы контролей может минимизировать риск утраты активов.


Выше описаны лишь немногие из тех обращений, с которыми доводилось работать после начала войны. Так или иначе, грядут тяжелые времена – как для мировой экономики, так и для украинской. Понимая это, большинство собственников начинают оптимизировать свой бизнес уже сейчас, приводя к единому знаменателю взаимоотношения со своими партнерами и контрагентами.

Помощью в этом, среди прочего, может служить такой инструмент как форензик. В широком понимании – это расследование фактов корпоративного мошенничества, с одной стороны, а с другой – это механизм, помогающий минимизировать факты мошенничества в будущем. А в более узком, но философском понимании – это искусство расслоения людей и денег.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS