С 3 октября Государственный земельный кадастр – единая база данных о земельных участках всех форм собственности в Украине – был переведен на технологию блокчейн. На практике это означает повышение защиты от рейдерства, уровень которого в АПК в 2017 году был «рекордным», а в перспективе – бОльшую лояльность финучреждений, что может выразиться в снижении процентных ставок по кредитам.
Какие возможности открывает блокчейн? В упрощенном виде блокчейн можно представить как систему взаимосвязанных между собой узлов, на которых одновременно хранится информация. Благодаря такой децентрализации становится невозможным одностороннее изменение информации, так как на всех остальных узлах, кроме мошеннического, она останется корректной и неизменной. Также блокчейн открывает возможность для внешнего общественного контроля за функционированием системы – первым таким нода-аудитором стала международная антикоррупционная организация Transparency International Ukraine.
Исполнительный директор TI Ukraine Ярослав Юрчишин указывает, что Украина оказалась в авангарде тренда перехода на блокчейн, войдя в первую пятерку стран, которые внедрили эту технологию в имущественные реестры. По словам Юрчишина, одним из стимулов проекта была перспектива земельной реформы (скептики в качестве аргумента указывали на незащищенность данных Госземкадастра).
Станут ли надежными госреестры? Как отметил первый замминистра агрополитики Максим Мартынюк (ведомство является органом управления для Государственной службы по вопросам геодезии картографии и кадастра, которая в свою очередь управляет ГП «Центр Государственного земельного кадастра», администрирующего кадастр), уровень защиты данных земельного реестра после перевода ГЗК на блокчейн близок к абсолютному.
«Опосредованно это инструмент восстановления доверия к государственным институциям и надежности госреестров в частности», – подчеркнул он.
Помимо юридической достоверности, технология гарантирует и физическое сохранение данных – даже в случае уничтожения сервера она сохраняется на компьютерах-участниках цепи.
Но, кроме несколько абстрактных понятий доверия и репутации, разработчики рассчитывают и на вполне осязаемые практические эффекты от внедрения блокчейна. Правда, все они в перспективе.
Каковы перспективы? Один из эффектов – за счет повышения доверия к данным реестров, которые отныне не будут подвержены изменениям со стороны «черных» нотариусов, банки смогут экономить на проверке залогового имущества и таким образом удешевлять кредитный ресурс для аграриев. Правда, банкиры оценивают эту перспективу как очень далекую. «Участок нельзя продать «в белую», пока действует мораторий. Поэтому даже 100%-ная гарантия прав на него не сделает землю более привлекательным залогом, а стоимость займа – ниже», – сказал предправления одного из банков.
Так же бессилен блокчейн и в исправлении текущих ошибок в Госземкадастре, количество которых Минагрополитики оценивает в 1,5 млн. «Сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность», – отметил адвокат Руслан Чернолуцкий.
«Мы исправляем ошибки в рамках текущей работы и до конца года рассчитываем завершить эту работу, но это процесс, параллельный внедрению блокчейна», – говорит Мартынюк.
Блокчейн – мировой тренд последних лет. Всемирный банк недавно анонсировал открытие блокчейн-лаборатории, которая изучает применение этой технологии в сфере земельных кадастров, цифровой идентификации, распределения финансовой помощи и финансовой инфраструктуры. Одна из панелей на конференции Всемирного банка в марте 2017 года – Land & Poverty – была посвящена именно блокчейну.