«Лучшая возможность предсказать будущее – создать тот мир, в котором нам бы хотелось жить», – подчеркнул директор по развитию бизнеса Huawei Ukraine Александр Сербин на конференции Huawei Ukraine Enterprise Day, состоявшейся на этой неделе. Во многих странах не будущее, а уже настоящее неразрывно связано с цифровой экономикой. По прогнозам IDC, в 2018 году мировой рынок оборудования, программного обеспечения и услуг, ориентированных на проекты цифровой трансформации, достигнет $1,3 трлн. Точных данных об обороте этого сегмента в Украине нет. По очень ориентировочным подсчетам, он составляет около $1 млрд.
Наша страна – еще в начале пути. Только недавно Кабмин утвердил Концепцию развития цифровой экономики и общества на 2018–2020 годы и одобрил план мероприятий по ее реализации. Документ может стать драйвером для развития рынка продаж корпоративному сектору IT-оборудования и решений, которые повышают эффективность бизнеса за счет оптимизации процессов производства и администрирования, отмечали участники мероприятия.
Кто стимулирует спрос на этом рынке? Какие проекты могут быть реализованы? Что тормозит развитие? На эти и другие вопросы Mind нашел ответы у спикеров конференции.
Суть «Цифровой адженды Украины». Стержень документа – обязательство государства стимулировать спрос на цифровые преобразования и помочь обеспечить финансирование. «Цифровое развитие Украины – в создании рыночных стимулов, мотиваций, спроса и формирования потребностей в использовании цифровых технологий, продуктов и услуг среди украинских секторов промышленности, сфер жизнедеятельности, бизнеса и общества», – подчеркнул на конференции один из разработчиков концепции Валерий Фищук.
По словам спикера, экономический эффект цифровой трансформации в других странах огромен, к примеру, ROI достигает 500% в Германии, Швеции, Дании, Канаде и др. «Для Украины важно не просто достигать поставленных экономических и социальных целей, а также делать это быстрее, дешевле и качественнее с помощью цифровых технологий. Поэтому в документе делается ставка на форсированный сценарий цифровизации. Пока утвержденная Кабмином цифровая стратегия – только бумага. Мы надеемся, что правительство вскоре начнет конкретные действия», – заявил Валерий Фищук.
Оперативность запуска. В плане мероприятий по реализации концепции 29 конкретных пунктов со сроками выполнения. К примеру, в І квартале этого года госорганы обязаны были разработать проекты по внедрению базовых цифровых услуг в сферы образования, здравоохранения, транспорта, телекоммуникаций, туризма, экологии и т. д. Во ІІ квартале – создать национальную программу развития «твердых» и «мягких» цифровых инфраструктур и привлечения необходимых инвестиций.
Валерий Фищук надеется, что благодаря выполнению «Цифровой адженды» Украина достигнет не фрагментарного, а повсеместного использования цифровых технологий. Индикатором реализации концепции могут стать прописанные в документе амбициозные рейтинговые цели. К примеру, в 2020 году Украина должна занять 30-е место в рейтинге Networked Readiness Index (64-ю позицию – в 2016 году), 40-е место в Global Innovation Index (56-е – в 2016-м), 50-е место в ICT Development Index (79-е – в 2016-м).
Какие проекты могут быть реализованы? Представители Huawei продемонстрировали на конференции немало готовых решений для запуска экосистем умного администрирования городов, энергетики, банков, транспорта, безопасности и других сегментов нашей повседневной жизни. Схожие решения есть и у других мировых производителей оборудования и программного обеспечения.
Директор по стратегическому развитию бизнеса компании Huawei Enterprise Фан Джи привел пример Нигерии. После внедрения системы умной энергетики – инсталляции оборудования и программного обеспечения в дома и на промышленные объекты – утечка электроэнергии снизилась на 31%, точность показаний счетчиков поднялась до 100%, затраты на учет их данных упали на 90%.
По словам президента корпоративного направления Huawei по региону Центральная Азия и Кавказ Чжао Сичу, украинский рынок очень привлекателен для Huawei. «Украина начинает цифровую трансформацию в коммунальной, банковской, телекомсферах, автомобилестроении и т. д. Предприятия будут инвестировать в эту сферу», – отметил спикер.
«Не нужно изобретать велосипед. Государству достаточно лишь утвердить соответствующие программы. А бизнес уже готов внедрять решения», – считает управляющий департаментом проектной дистрибуции MTI Сергей Куриленко. Спикер приводит пример Киева, где установлено огромное количество видеокамер, а при КГГА есть центр, куда стекаются, поступающие с них данные. Однако этот ресурс используется крайне неэффективно.
«Во многих городах мира используется система «Безопасный город», включающая различные модули. К примеру, программные решения для распознавания номеров автомобилей применяются для поиска угнанных машин и выявления нарушителей Правил дорожного движения. Софт для распознавания лиц помогает задерживать преступников или находить пропавших безвести людей. Также есть модули, способные предсказать вероятные нарушения правопорядка. К примеру, если система видит, что на площади собирается большое количество агрессивно настроенных граждан, то в полицию оперативно передается сигнал о возможных столкновениях», – рассказывает Mind Сергей Куриленко. По его мнению, внедрение аналогичного решения в украинских городах позволило бы сторицей окупить инвестиции в проекты. Причем только за счет штрафов за нарушения ПДД.
Кто генерит спрос? Пока крупнейшими заказчиками оборудования и программных продуктов остаются госструктуры. «Выбрав западную модель развития, Украина обязана соответствовать стандартам европейского общества: повысить уровень развития инфраструктуры, облегчить условия для ведения бизнеса, избавиться от бумажной бюрократии – перевести данные в облака, создать открытые реестры, запускать еще больше центров административных услуг и т. д.», – поясняет управляющий департаментом проектной дистрибуции MTI. По его словам, также в пуле крупных заказчиков модернизации – госбанки, энергетический и транспортный секторы.
Частный бизнес пока в большей степени присматривается к смарт-решениям, пробует проанализировать и «примерить» умные продукты к своему бизнесу. «Сейчас наблюдается огромный отложенный спрос: многим предприятиям нужно модернизировать инфраструктуру, но бюджет не позволяет. Зачастую компании приступают к ней только, когда дело доходит до критической точки: оборудование слишком устаревает», – рассказывает Сергей Куриленко.
Главные преграды. По мнению спикеров, притормозить развитие цифровой экономики, внедрение ІТ-сервисов и платформ могут две вещи: проблемы с финансированием и сопротивление ряда структур и отдельных чиновников, которым невыгодна прозрачность и борьба с коррупцией. «В течение пяти лет цифровая трансформация общества могла бы кардинально изменить страну. Украина двигается по пути, который уже прошли ряд западных стран. И мы, руководствуясь этим опытом и имея доступ к самым современным технологиям и решениям, можем избежать большинства «детских» ошибок и реализовать полноценную и эффективную смарт-экосистему», – отмечает управляющий департаментом проектной дистрибуции MTI. Вопрос только в деньгах. По словам спикеров, пока большинство проектов финансируется донорами из Евросоюза.