В эти выходные подконтрольная Украине часть Луганщины может остаться без электроэнергии. В лучшем случае 1 млн потребителей региона будут переведены на очень «голодный» паек. Первым об этом 31 октября заявил Юрий Клименко, заместитель председателя Луганской военно-гражданской облгосадминистрации. Он объяснил ситуацию тем, что Россия перекрыла единственный железнодорожный путь, по которому можно подвозить уголь на Луганскую ТЭС.
Вечером 31 октября информацию подтвердила и компания «ДТЭК Энерго», в состав которой входит Луганская ТЭС. Уже 1 ноября в ответе на официальный запрос Mind компания привела оперативные данные: на складах станции осталось 4,7 тонн угля, которых хватит только на два дня работы. На станции работают два энергоблока общей мощностью 260 МВт.
Также в компании уточнили: с начала октября текущего года РЖД не пропускает уголь, предназначенный Луганской ТЭС, потому что российское правительство не предоставляет экспортные квоты для шахтоуправления «Обуховская», которое находится в Ростовской области РФ и принадлежит «ДТЭК Энерго».
Луганская ТЭС – единственный источник энергообеспечения потребителей той части Луганской области, которая подконтрольна Украине. Из-за боевых действий 2014–2015 годов эта часть Луганщины оказалась в так называемом энергетическом острове – все магистральные линии электропередач остались на оккупированной территории. 25 апреля 2017 года Украина полностью прекратила перетоки с оккупированными территориями, и Луганщина оказалась один на один со своими энергетическими проблемами.
Ближайшие три дня станут своеобразным экзаменом для власти Украины и чиновников от энергетики: удастся ли им обеспечить на Луганщине постоянное надежное энергоснабжение или там наступит блэкаут.
Почему Луганская ТЭС стала заложницей российского угля? Луганская ТЭС находится в черте города Счастье, практически на линии разграничения. Поскольку от нее зависит энергоснабжение всей области, тяжелые бои за станцию продолжались почти до конца 2015 года. Жесткое противостояние прекратилось лишь после того, как украинские военные заминировали станцию и пообещали подорвать ее, если оккупанты попытаются пойти в наступление. В ответ оккупационные войска взорвали железнодорожный мост через Северский Донец, через который на станцию шел уголь из антрацитовых холдингов «ДТЭК Энерго» – «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит».
Станция оказалась в тяжелом состоянии: полуразрушенная, с заминированной рядом территорией, около нее до сих пор постоянно происходят вооруженные провокации, она находится на расстоянии выстрела, даже из оружия легкой артиллерии. Из-за этого ее нельзя перевести на газовый уголь и нельзя построить новую железнодорожную ветку на украинской территории. Оставался единственный путь – железнодорожная ветка, которая идет с территории России в северной части области. 10 октября 2018 года поставки угля по этой ветке прекратилось по решению российской стороны.
Почему авто не могут заменить железную дорогу? Mind поинтересовался, можно ли каким-то другим способом возобновить поставки угля на станцию, например, грузовиками. Или поддерживать ее работу благодаря другому топливу. В «ДТЭК Энерго» предоставили официальный ответ.
Физически импортный антрацит можно довезти до ближайшей железнодорожной станции в Рубежном, а оттуда, проехав 85 км по дороге, доставить его в Счастье. Однако чтобы обеспечить потребности ТЭС, грузовики должны ездить круглосуточно и плотным потоком. Это изначально почти невозможно из-за слишком плохого состояния дорог, а вследствие постоянного движения больших авто остатки дорог будут очень быстро разрушены окончательно.
Кроме того, перевозки угля грузовиками реальны только при плюсовых температурах. Зимой перегрузка угля из вагонов к автотранспорту невозможна, так как уголь в вагонах смерзается и превращается в огромные глыбы. Чтобы их разморозить, необходимы особые отстойники, так называемые тепляки, а на станции в Рубежном их нет.
Также нет возможности возобновить поставки угля из украинских антрацитовых шахт. В марте 2017 года все предприятия ДТЭК на временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей были захвачены так называемыми «ДНР» и «ЛНР», в результате чего мы потеряли контроль над этими активами.
Когда закончится уголь, останется единственная альтернатива – сжигание природного газа. По предварительным подсчетам, станции понадобится 30–60 млн кубометров в месяц. Но для этого необходимо решение ряда государственных органов, которые позволят НАК «Нафтогаз Украины» выделить соответствующие лимиты на газ.
Помогут ли Луганщине соседние области? Свои мощности в 260 МВт Луганская ТЭС выдает потребителям региона через магистральную ЛЭП 220 кВ «Луганская ТЭС – Лисичанская». Если станция остановится, отключится и ЛЭП, луганским энергетикам придется «вытягивать» энергию из объединенной энергосистемы Украины через ЛЭПы соседних областей.
В свое время, по поручению СНБО, НЭК «Укрэнерго» разработала и передала властям всех областей «специальный пакет» – правила, как действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с поставками электричества. В Луганской администрации уже воспользовались этим пакетом.
«Мы проводим обучение, будем подключаться через линии 110 кВ с территории Харьковской и Донецкой областей, будем генерировать электроэнергию на Северодонецкой ТЭЦ. Она сегодня может дать около 60 МВт дополнительной электроэнергии, – сообщил заместитель председателя ОГА Юрий Клименко. – Но этого все равно не хватит, чтобы обеспечить постоянное электроснабжение для всей Луганской области. По количеству населения я не могу вам сказать, сколько людей останется без электроэнергии».
В ДТЭК уточняют: по цепочке воздушных линий в 110 кВ для Луганской области можно обеспечить лишь 60 МВт. Без Луганской ТЭС дефицит мощности составит 180–220 МВт. Поэтому под угрозой отключения электроэнергии все 1 млн жителей.
Доремонтировались. Как отметили в ДТЭК, чтобы станция могла работать дольше, надо было экономить уголь и работать не двумя, как сейчас, а одним энергоблоком. Начиная с 10 октября, то есть с момента остановки российской железной дорогой провоза угля, Луганская ТЭС каждый день подавала заявки в НЭК «Укрэнерго» на перевод в одноблочный режим работы. И диспетчер все равно давал команду на работу станции двумя блоками.
Решение диспетчера можно объяснить тем, что НЭК «Укрэнерго» именно в октябре собиралось проводить ремонт магистральной линии 220 кВ «Луганская ТЭС – Лисичанская». Ремонт должен был состояться еще в июне, но его перенесли вот по каким причинам: «В текущих условиях баланс мощности Луганского энергоузла обеспечивается работой одного энергоблока на Луганской ТЭС. Но по практике работа таким минимальным составом нестабильна и при этом очень трудно должным образом обеспечить перетоки линиями электропередачи напряжением 110 кВ, которые связывают Луганский регион с остальной территорией Украины». Об этом говорится в официальном сообщении НЭК «Укрэнерго».
О проведении работ на линии «Луганская ТЭС – Лисичанска» НЭК «Укрэнерго» в октябре не отчиталось. Mind направил официальный запрос по этому поводу. И теперь ситуация еще больше осложнилась: если линии 110 кВ могли не выдержать нагрузки при работе одного блока Луганской ТЭС, то как они его выдержат, когда станция вообще остановится? Но есть и более серьезная проблема, связанная с администрированием региона вообще.
Как поможет региону новая электроподстанция? 25 апреля 2017 года Украина полностью прекратила перетоки электроэнергии с оккупированными территориями. Главной причиной стало то, что Россия, пользуясь наличием на границе оккупированных территорий и Ростовской области магистральных межгосударственных ЛЭП (еще с советских времен), безлимитно поставляла энергию на оккупированную Луганщину, а счета выставляла украинской власти в Киеве.
Чтобы соединить свободную часть Луганщины с объединенной энергосистемой Украины, нужно построить новую подстанцию (ПС). Проект появился еще в 2016 году, инициатором выступил НЭК «Укрэнерго». Речь идет о ПС 500 кВ «Креминская». На нее должны быть заведены мощные линии электропередач – 500 кВ «Донбасская-Донская» и 220 кВ «Креминская-Юбилейная». И уже «Креминская» будет их распределять по менее мощным линиям к потребителям. Новая подстанция будет располагаться на территории Попаснянского и Кременского районов Луганской области.
В январе 2017 года НЭК «Укрэнерго» объявила тендер на строительство подстанции, победителем которого стало ООО «Киевская энергетическая строительная компания» (КЭСК, Ивано-Франковск). 4 июля 2017 года Кабмин одобрил ТЭО проекта и источник финансирования (из тарифа НЭК «Укрэнерго»).
Однако еще в апреле 2017 года чиновники Луганской военно-гражданской госадминистрации говорили о строительстве подстанции как о решенном вопросе: обещали, что работы вскоре начнутся, а сроком ввода объекта в эксплуатацию называли І квартал 2018 года. В октябре 2017 года даже провели общественные слушания на местах.
Кто саботировал строительство подстанции? Но уже практически заканчивается IV квартал, а строительные работы еще не начинались. Более того, только 23 мая этого года Кабмин официально выделил земельный участок под строительство, и лишь 26 сентября утвердил проект строительства и выделение необходимых средств в размере 1,677 млрд грн.
Не последнюю роль в этом затягивании сыграло Министерство экологии и природных ресурсов, которое требовало провести экологическую экспертизу места строительства. Еще летом руководитель НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук рассказывал журналистам, что Минэкологии настаивает на проведении экспертизы, даже несмотря на то, что в законе «Об оценке воздействия на окружающую среду» прописаны определенные исключения: экспертизе не подлежат проекты, которые были утверждены до принятия закона: он вступил в силу 18 декабря 2017 года, в то время как проект строительства ПС «Креминская» был утвержден 4 июля 2017 года. Зато стоимость экспертизы, на которой настаивало Минэкологии, по оценкам Ковальчука, составляет около 2 млн грн.
Довольно прохладно относились к проекту строительства ПС и в Министерстве топлива и энергетики. Еще в апреле 2017 года, после остановки перетоков, министр Игорь Насалик рассказывал журналистам: «Мы предприняли целый ряд технических и научных решений, которые дают возможность полностью обеспечить контролируемую зону Луганской и Донецкой областей светом, независимо от того, какие события будут в неконтролируемой зоне».
Однако сейчас ситуация стала напряженной именно в контролируемой зоне – на станции нет угля, а слабые ЛЭПы в 110 кВ могут не выдержать. Что будет делать министерство?
«Стабилизировать энергоснабжения в регионе будет проще после строительства ПС «Креминская», которая соединит энергосистему Луганской области с ОЭС Украины. И она будет готова, в лучшем случае, весной или летом 2019 года. Но даже в этом случае подстанция не заменит мощности Луганской ТЭС», – говорится в ответе ДТЭК на запрос Mind.
Также в «ДТЭК Энерго» сообщили, что находятся в постоянном диалоге с Луганской военно-гражданской администрацией, НЭК «Укрэнерго», Минтопэнерго, Министерством по вопросам временно оккупированных территорий в отношении решения проблемы поставок угля на Луганскую ТЭС. Соответствующие решения направлены также в СНБО и в Кабинет министров.
Как удалось выяснить автору из неофициальных источников, пока никаких заседаний вышеупомянутые ведомства не планируют. Будем надеяться, что существующая энергосистема Луганской области выдержит нагрузки.