От замороженного и расчлененного на четыре части тела женщины раз за разом отсекали от головы до пят слой толщиной в газетный лист и делали высочайшего качества фотоснимок разреза для того, чтобы создать прозрачное «цифровое детище Франкенштейна», которое будет человеческим языком разговаривать со студентами-медиками и подчиняться их командам. Звучит чудовищно. Чтобы этот жуткий эксперимент выглядел этичным и человечным, его постфактум изложили в рассказе о том, как Сюзан Поттер на протяжение 15 лет готовилась к оказанию помощи в обучении медиков.
Мир впервые узнал о Сюзан Поттер только 13 декабря, когда из 6900 фотографий ее тела была изготовлена первая трехмерная визуализация ее торса и головы. Прошло почти три года после ее смерти и полтора года после того, как ее тело было разрезано на полосы и оцифровано в 27 000 фотоснимков. Историю этой женщины опубликовал журнал National Geographic, утверждающий, что документировал ее жизненный путь на протяжении 15 лет.
Издание опубликовало видео от 2002 года, в котором женщина рассказывает, что жертвует тело и хочет помочь молодым людям стать лучшими докторами. Также было предъявлено множество черно-белых фотоснимков того, как на протяжении 15 лет ученые и студенты ухаживают за Сюзан Поттер и знакомят с процедурой оцифровки ее тела. Цветные снимки решено использовать только для цифровой модели женщины.
«Сюзан Поттер пожертвовала свое тело науке, чтобы стать «видимым человеком». Она всегда легко говорила о процессе своего превращения в виртуальный труп, и уверяла студентов, что разрешает доктору Шпитзеру пилить свое тело, как ему заблагорассудится. Сюзан Поттер знала во всех тонких и жутких деталях, что произойдет с ее телом после смерти», – пишет National Geographic.
Анатомия – это основа основ медицины. Но современные студенты-медики не могут себе позволить тратить свыше тысячи часов на изучение архитектуры человеческого тела, как это было в начале ХХ века. Временной ресурс у них отбирают новые науки, такие как молекулярная генетика.
Сейчас в Университете Колорадо процесс изучения анатомии для студентов сократился до 150 часов. При этом остается незыблемой догма: «мертвые учат живых». В первый год студенты-медики занимаются препарированием трупов – дорогостоящего и невозобновляемого ресурса. Университет не платит за сами трупы, так как каждый год около 180 жителей Колорадо жертвуют свои тела для использования в анатомических классах, но ему приходится выделять $1900 на транспортировку, бальзамирование и хранение каждого тела.
Качественная виртуальная 3D-модель человеческого тела, которую можно слой за слоем раскрывать бесконечное число раз, позволит ускорить процесс изучения анатомии и сэкономить на трупах. Также «цифровой франкенштейн» может быть использован, например, для того, чтобы показывать студентам, как правильно втыкать иглу для биопсии печени.
Идея создать виртуальную модель трупа, которая будет подобно Лазарю восстанавливаться в исходное состояние после каждого препарирования, осенила специалиста по высокопроизводительным вычислениям Национальной библиотеки медицины США Майкла Акермана в далеком 1987 году. Для ее реализации в рамках этого учреждения в 1989 году был сформирован проект «Видимый человек».
В 1991 году команде под руководством Виктора Спитцера и Дэвида Витлока из Университета Колорадо удалось получить $720-тысячный грант на создание цифровых снимков – «визуальных представлений полного нормального взрослого человека мужского и женского пола, сделанных из замороженных трупов». В конечном итоге на эти снимки пришлось потратить $1,4 млн.
Донором мужского тела стал 39-летний убийца, умерщвленный в тюрьме ядовитой инъекцией 5 августа 1993 года. Его замороженный труп был разрезан на слои толщиной около 2 мм. Спустя год были получены гораздо более качественные снимки женщины – 59-летней анонимной жительницы Мэриленда, умершей от сердечного приступа. Команда Спитцера разрезала ее труп на свыше 5000 слоев толщиной 0,33 мм.
Эти фотографии были использованы различными исследователями свыше тысячи раз. Однако их качество, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Технологии начала 90-х годов вынуждали тратить несколько часов для сканирования каждого полного разреза тела, и любой блик размывал изображение. К тому же цвета снимков получились недостаточно насыщенными, из-за чего не все анатомические структуры удается различить.
В 2000 году Сюзан Поттер была в возрасте 72 лет, когда она въехала на своей инвалидной коляске в офис доктора Виктора Спитцера, директора Центра симуляции человека при Университете Колорадо, и принялась убеждать его в том, что хочет пожертвовать свое тело науке и стать «видимым человеком». О проекте она прочла в газете.
Спитцер был шокирован тем, что донор тела при жизни вступает во взаимодействие с потенциальным реципиентом, и отказал, соврав, что проект «Видимый человек» закрыт. Однако Поттер принялась рассказывать, что прошла через 26 хирургические операции, и что у нее помимо прочих заболеваний диагностировали меланому, рак груди, диабет, и что жить ей осталось не более года. И тогда доктору пришла на ум мысль, что больное тело ценнее здорового, так как это именно то, с чем докторам обычно приходится сталкиваться. Спитцер согласился принять «пожертвование» женщины, поставив ей условие, что будет ухаживать за ней до конца ее жизни. Вот только ждать пришлось не год, а 15 лет.
Когда Поттер умерла от пневмонии в 5:15 утра 16 февраля 2015 года в возрасте 87 лет, ее тело Спитцер забрал из хосписа Денвера, в который женщина попала за неделю до смерти. Труп длиной 155 см от головы до пяток, шириной 48 см от локтя до локтя и 25 см от спины до груди был помещен в криокамеру и заморожен при -26 градусах С.
Более двух лет ученым потребовалось для подготовки оборудования. Разрезание тела на четыре части было произведено 9 марта 2017 года. Спустя месяц началась процедура снятия 27 000 слоев и фотографирования разрезов. На это ушло 60 рабочих дней.
Вслед за этим был запущен чрезвычайно кропотливый и трудоемкий процесс выделения структур: тканей, органов, сосудов. На каждом цифровом срезе нужно обозначить скелет, нервы, капилляры в мельчайших деталях. На это уйдет до трех лет.
Поскольку технологии продвинулись со времен создания предыдущего «Видимого человека», анатомические структуры на снимках Поттер видны гораздо более отчетливо. И самих снимков получилось в пять раз больше, так как в эксперименте 1994 года женщину резали слоями в 300 микрон, а тело Поттер было разделено на полосы толщиной 63 микрона. Примерно такого же размера диаметр человеческого волоса.
В этот раз Виктор Спитцер намерен продвинуться гораздо дальше создания фотографий и 3D-моделей. С помощью своей компании Touch of Life Technologies он пытается заставить текстуры снимков двигаться подобно живым тканям.
«У нас нет резона держать виртуальный труп Поттер. Нам необходимо возвратить ее к жизни – разработать живущее тело, чтобы вы могли видеть, как оно двигается, как оно реагирует на ваши действия. Наша цель – сделать его способным чувствовать, касаться и видеть. Это представляется очень выполнимым в наше время», – утверждает Виктор Спитцер.
По его словам, за 15 лет сотрудничества с Сюзан Поттер, она сделала достаточное количество аудио и видеозаписей, чтобы ученые смогли научить «цифрового Франкенштейна» говорить ее голосом и проявлять те же эмоции, которыми реагировала бы настоящая Сюзан на внешние раздражители. Отвечая на вопрос своего студента: «Когда вы остановите проект?», Виктор Спитцер ответил: «Никогда», а затем уточнил: «Когда цифровое тело встанет на ноги и попытается от нас убежать, мы почти закончим».