От Facebook до Snapchat: 5 самых удачных венчурных инвестиций в истории

Как рискнули деньгами и стали легендарными капиталистами Питер Тиль, Джим Брейер, Эрик Лефкофски, Митч Ласки и Винод Хосла

Фото: pixabay

Венчурным капиталистам порой удается за считаные годы превращать миллионы долларов в миллиарды, получая возвраты в 50 и даже в 1000 раз выше вложений. Для этого инвесторам, как правило, приходилось исхитряться, становиться наставниками стартапов, направлять их по новому курсу и даже брать в свои руки бразды правления. Mind собрал краткие истории крупнейших успехов венчурных инвесторов за последние 20 лет.

Напомним, 21 февраля Mind совместно с бизнес-школой KMBS проводит заседание инвестиционного клуба на тему «Персональные инвестиции, или Как заставить деньги работать на вас». Билеты можно приобрести тут.

Facebook

От Facebook до Snapchat: 5 самых удачных венчурных инвестиций в истории

В 2012 году Facebook, вышедший на биржу и получивший гигантскую $104-миллиардную оценку, сделал легендами своих ранних инвесторов Питера Тиля и Джима Брейера. Истории об их спорах и баснословных выигрышах стали притчами во языцех.

Питер Тиль, основатель платежной системы PayPal, в 2004 году за $500 000 купил 10% тогда еще небольшой соцсети с именем Thefacebook и миллионом пользователей, а в 2012 году продал 80% своих 25 млн акций Facebook за $400 млн. Джим Брейер оказался в еще большем плюсе и вдобавок утер нос Тилю, который с 2004 года сидел в составе совета директоров Facebook, но не сумел разглядеть перспективы дальнейшего экспоненциального роста бизнеса.

Спустя восемь месяцев после того, как основатель PayPal приобрел 10% акций молодой соцсети, ему было предложено инвестировать еще раз в подорожавшую в 17 раз компанию. Однако Питер Тиль побоялся рискнуть деньгами снова. Как и большинство представителей Кремниевой долины, он в начале 2005 года был убежден, что Facebook переоценена, а соцсеть пребывала лишь в начальной стадии своего пути к нынешним 2 млрд активных пользователей. Позднее основатель PayPal назвал свой отказ от участия в инвестиционном раунде Series A крупнейшей и самой досадной ошибкой в своей жизни.

После личного общения с основателем Facebook Марком Цукербергом в возможность дальнейшего экспоненциального роста его бизнеса в 2005 году поверил Джим Брейер. Венчурная фирма Accel Partners, в которой он был управляющим партнером, в 2005 году провела $12,7-миллионный раунд инвестирования Series A в соцсеть, имевшую в то время 3 млн зарегистрированных пользователей. Accel получила 11% акций Thefacebook, став крупнейшим институционным инвестором.

На тот момент $98-миллионная оценка соцсети казалась многим астрономической, но уже в 2006-м, когда число ее пользователей достигло 12 млн, группа новых венчурных фирм приняла участие в раунде Series B и, влив $27,5 млн, подняла оценочную стоимость бизнеса Facebook до $468 млн.

Джим Брейер и возглавляемая им венчурная фирма неоднократно обналичивали акции соцсети. Например, в 2010 году Accel выручила $500 млн за счет продажи бумаг Facebook. Несмотря на подобные незначительные распродажи, в ее руках остается колоссальной величины пакет, стоимость которого в 2012 году после выхода соцсети на IPO составляла около $9 млрд.

Хотите научиться инвестировать с умом? Тогда Mind и KMBS приглашают вас на Investclub «Как заставить деньги работать на вас», который состоится 21 февраля. Будем говорить о персональных инвестиции. Регистрация по ссылке.


WhatsApp

От Facebook до Snapchat: 5 самых удачных венчурных инвестиций в истории

Покупка соцсетью Facebook за $22 млрд мессенджера WhatsApp установила в 2014 году абсолютный исторический рекорд стоимости поглощения стартапа. Это событие ознаменовалось еще одним удивительным достижением. Единственный венчурный инвестор WhatsApp – фирма Sequoia Capital, вложившая в мессенджер $60 млн, превратила этот вклад в $3 млрд.

Успех Sequoia основывался на ее эксклюзивном партнерстве с основателями WhatsApp Яном Кумом и Брайаном Эктоном. Обычно, когда ранние инвесторы вливают деньги в молодой бизнес, они стремятся привлечь следующих вкладчиков, чтобы усилить информационный шум и получить более высокую оценку своих вложений. Стартапы зачастую получают финансовую подпитку от пяти или шести различных венчурных фирм.

WhatsApp и Sequoia последовали иной стратегии: Sequoia была единственным инвестором, выкупившим у мессенджера за $8 млн акции Series A в 2011 году, дав стартапу $78,4-миллионную оценку. А в 2013 году она в одиночку выкупила все акции Series B за 52 млн, оценив бизнес WhatsApp в $1,5 млрд.

Это было обоюдное решение. Основатели WhatsApp славились своим нонконформизмом. Например, на ранних этапах создания мессенджера Ян Кум и Брайан Эктон написали манифест против рекламодателей, в котором пообещали никогда не брать деньги за размещение рекламы в своем сервисе, чтобы не засорять его и не досаждать этим пользователям. После такого заявления никого особо не удивило их стремление зависеть лишь от одного внешнего источника капитала.

В свою очередь Sequoia, заработавшая крупное состояние на ранних инвестициях в Google, убедила основателей WhatsApp в своей готовности предоставить им необходимую сумму. Спустя два года она все так же демонстрировала веру в бизнес WhatsApp, хотя мессенджер, разросшийся до сотен миллионов пользователей, показывал мизерную выручку. В итоге Sequoia получила гораздо большую долю акций WhatsApp (18%), чем обычно достается тем венчурным компаниям, которые инвестируют группами. Например, фирма Union Square Ventures, ставшая самым ранним инвестором Twitter, в момент выхода этой соцсети на IPO имела лишь 5,9% ее акций.

Когда Sequoia совершила второе денежное вливание в размере $52 млн при $1,5-миллиардной оценке бизнеса WhatsApp, годовая выручка мессенджера составляла лишь $20 млн. То есть Sequoia заплатила за свою долю в 75 раз большую цену, чем годовой доход. Но она не прогадала. Вскоре Facebook приобрела WhatsApp за $22 млрд, и Sequoia получила $3 млрд – в 50 раз больше, чем вложила.


Groupon

От Facebook до Snapchat: 5 самых удачных венчурных инвестиций в истории

Выход на биржу Groupon в 2011 году стал крупнейшим IPO, совершенным американской интернет-компанией после появления на фондовом рынке интернет-гиганта Google в 2007 году. Groupon получила $13-миллиардную оценку и продала своих акций на сумму $700 млн. Лавры главного победителя в этом IPO достались первому акционеру Groupon Эрику Лефкофски, в руках которого оказалось 21,6% акций компании стоимостью $3,6 млрд.

В ходе IPO Лефкофски, по его словам, находился по обеим сторонам сделки и играл за обе команды, будучи сооснователем и председателем компании, а также ее ключевым инвестором и крупнейшим акционером.

Все началось с того, что Лефкофски помог Groupon запуститься и «заплыть» в правильное русло. В 2006 году Эндрю Мэйсон, выполнявший подрядные работы по настройке баз данных для Лефкофски, рассказал ему о своей идее создания сайта, на котором люди смогли бы планировать массовые мероприятия, такие как групповые турпоходы или забастовки на предприятиях. Акции начинали запускаться только по достижении критического количества заявленных участников или собранных денег.

В 2007-м Лефкофски выделил на реализацию этой идеи $1 млн и в июне того года сервис заработал. Но до осени 2018-го сайт, названный The Point, развивался ни шатко ни валко. Как-то раз Лефкофски заметил, что некоторые пользователи используют платформу для того, чтобы собраться в большую группу и купить что-то совместно, уговорив продавца предоставить оптовую скидку. Инвестор понял, что эта идея поможет создать гораздо более успешный бизнес.

Лефкофски помог Мэйсону трансформировать The Point в компанию, которая сейчас известна как Groupon, и дела пошли на лад. К концу 2009 года сервис присутствовал уже в 26 городах США, а его выручка достигла $33 млн. А к концу 2010-го в Groupon работало 10 000 человек в 45 странах, выручка, в сравнении с предыдущим годом, подскочила в 23 раза, до $760 млн, и в прессе этот стартап стали называть «новым феноменом» и самым быстрорастущим бизнесом в мировой истории.

До выхода на биржу компания провела множество раундов инвестирования: $950 млн она получила в раунде Series D в январе 2011-го; $135 млн – в раунде Series C в апреле 2010-го; $30 млн – в раунде Series B в декабре 2009-го; $4,8 млн – в раунде Series A в январе 2008-го. Видимо, опасаясь неудачи на IPO, Лефкофски в ходе этих инвестиционных раундов обналичил часть своих акций Groupon, и унес домой $386 млн. Но выход стартапа на биржу оказался успешным, и оставшийся в его собственности пакет был оценен в $3,6 млрд.


Cerent

От Facebook до Snapchat: 5 самых удачных венчурных инвестиций в истории

Когда гигантский производитель сетевого оборудования Cisco приобрел относительно мелкий стартап Cerent в 1999 году, эта $6,9-миллиардная сделка стала рекордным поглощением технологической компании и самым счастливым днем для прославленной венчурной фирмы Kleiner Perkins Caufield & Byers, инвестировавшей в 30,8% акций Cerent $8 млн. Она получила $2,1-миллиардный возврат после их обмена на акции Cisco.

Примечательно, что Cerent был сооснован партнером Kleiner Винодом Хослой. И этот стартап стал для инвестиционной фирмы вторым крупным доморощенным бизнесом. В 1976 году другой партнер Kleiner – Роберт Суонсон – стал сооснователем биотехнологической компании Genentech, в которой сейчас трудоустроены 14 000 человек.

Сидя в офисе Kleiner и общаясь с большим потоком клиентов, Винод Хосла познакомился с выдающимися инженерами Кремниевой долины и в середине 1990-х узнал от них о том, что резкое увеличение интернет-трафика вскоре перегрузит телекоммуникационные сети. Также он разведал, что единственно верный путь решения этой проблемы – в переходе на оптоволоконное оборудование. Идея для создания стартапа начала витать в офисе Винода Хослы, и ему просто нужно было найти правильных людей для ее реализации.

История Cerent началась в 1996 году, когда опытный инженер-предприниматель Радж Сингх в очередной раз пришел в офис Kleiner, чтобы попросить денег на разработку специфического компьютерного java-чипа. Хосла отговорил Сингха от сомнительного вложения в Java и рассказал ему о несомненном успехе оптических мультиплексоров – устройств, способных обрабатывать большие объемы данных.

Хосла и Сингх наняли специалистов, разработавших мультиплексор второго поколения Cerent 454, самый быстрый на то время, и успех настиг их очень быстро. Вливание в их бизнес $8 млн, выполненное в 1998 году именитой венчурной компанией Kleiner, запустило процесс надувания пузыря на рынке оптических решений. Множество инвесторов ринулись закачивать деньги в похожих на Cerent производителей сетевого оборудования, вследствие чего их стоимость быстро взлетела вверх. И когда в 1999 году проигрывающий гонку в секторе оптического оборудования гигант Cisco предложил $6,9 млрд за Cerent, Хосла и Сингх не стали испытывать судьбу и согласились на сделку.


Snap

От Facebook до Snapchat: 5 самых удачных венчурных инвестиций в истории

Американский стартап Snap, владеющий мессенджером Snapchat с функцией самоликвидации сообщений, вышел на биржу в марте 2017 года и получил $25-миллиардную оценку бизнеса. А пакет его акций, принадлежавший венчурной фирме Benchmark Capital Partners, возрос в цене до $3,2 млрд. В огромном плюсе также оказалась компания Lightspeed Venture Partners, $8-миллионные ранние инвестиции которой в Snap превратились в $2 млрд.

В мае 2012 года фонд Lightspeed сделал первую инвестицию в Snap, предоставив стартапу стартовые $480 000. Девять месяцев спустя Benchmark выкупил за $13,5 млн все акции Series A этой компании. Курировавший этот раунд инвестирования партнер Benchmark Митч Ласки стал терпеливым наставником для юного основателя Snap Эвана Шпигеля, которого характеризуют как человека конфликтного, упрямого и импульсивного.

Ласки, в частности, уговорил Шпигеля отказаться от идеи сфокусировать Snapchat на наращивании выручки. Наставнику удалось доказать, что монетизацию бизнеса правильнее отложить на потом, а силы сосредоточить на расширении пользовательской базы.

Ключом успеха Benchmark в деле сотрудничества с Snapchat была способность разглядеть компанию там, где другие видели причуду. В конце 2013 года мессенджер Snapchat с его «сгорающими» сообщениями ассоциировался с баловством и имел репутацию приложения для студентов, желающих обменяться «обнаженными» фото. Это отпугивало серьезных инвесторов.

Но когда Митч Ласки провел опрос людей об используемых ими соцсетях, он услышал, что о Snapchat говорят с таким же придыханием, как об Instagram и Twitter. Инвестор понял, что новый мессенджер может эволюционировать в многофункциональную платформу и рассчитывать на такой же экспоненциальный рост пользователей, как у Facebook. Он не ошибся. Вскоре Snapchat стал соцсетью №1 для 12–17-летних тинейджеров, сбегающих от надзора родителей из других соцсетей. Его ежедневно используют для обмена сообщениями, а также как новостную и развлекательную платформу почти 200 млн человек.

Хотите научиться инвестировать с умом? Тогда Mind и KMBS приглашают вас на Investclub «Как заставить деньги работать на вас», который состоится 21 февраля. Будем говорить о персональных инвестиции. Регистрация по ссылке.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS