Mind начинает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (или чаще – не предлагают) кандидаты в президенты Украины относительно отдельных отраслей. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответ» у кандидатов, можно ознакомиться здесь, все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» – здесь.
Штаб Петра Порошенко не обременил себя ответами на запрос Mind. Поэтому мы анализируем его слова и действия за последние пять лет, опираясь на открытые источники.
Mind сознательно подошел к анализу стратегий кандидатов с широким кругом достаточно конкретных вопросов. Мы понимаем, что должность президента не предусматривает непосредственного управления экономикой страны, это должностные обязанности премьер-министра и членов правительства. Но так как правительство формируется на коалиционной основе, куда входит и политическая сила президента (как действующего, так и, скорее всего, будущего), то косвенно он имеет определенное влияние на принятие неотложных экономических решений.
К тому же президент выступает лоббистом интересов своего государства на международном уровне и способствует привлечению крупных промышленных и финансовых корпораций. А значит, должен четко знать все перспективные направления развития мировой экономики и представлять позиции страны в этих направлениях.
Первая президентская кампания Петра Порошенко пришлась на весну 2014 года, когда Украина стояла на пороге открытой военной агрессии со стороны России. Мы потеряли Крым, шел вооруженный захват пророссийскими террористами территорий и предприятий Донбасса. Тогда речь не шла об экономическом развитии – перед страной стояла задача хотя бы сохранить свой промышленный потенциал. То есть никаких четких экономических обещаний Порошенко и не давал.
Пятилетняя каденция показала, что президент государства за этот период так и не смог составить собственную четкую картину экономического развития Украины. Хотя определенные позитивные шаги были сделаны. Mind проанализировал его публичные заявления о поднятых изданием вопросах и дает краткую рецензию на каждое из них.
Официальный твиттер Порошенко, 12 сентября 2017 года:
Приватизація важлива не тільки грошима, а й пошуком ефективного власника, який забезпечить зростання економіки.
Официальный твиттер Порошенко, 12 сентября 2017 года:
Приватизація є важливим елементом антикорупційної стратегії України. Про це, зокрема, говоримо на засіданні Національної ради реформ.
Официальный твиттер Порошенко, 16 января 2018 года:
У 2018-му наші пріоритети в реформах – приватизація, дерегуляція, покращення інвестиційного клімату, нацбюро фінансової безпеки, ліберальне валютне законодавство, про національну безпеку та інші сфери.
Официальный твиттер Порошенко, 3 марта 2018 года:
Згідно із новим Законом про приватизацію у ході прийому заявок від власників передбачено проведення ретельної перевірки документів, у тому числі на предмет походження коштів. В тому числі, це унеможливить допуск до торгів осіб, які пов’язані з країною-агресором.
Выступление на Первом форуме регионов в рамках рабочего визита в Беларусь, 26 октября 2018 года:
Перезапущений процес приватизації, прийнято новий закон. Парламент підтримав ініціативи президента, ініціативи уряду. І на сьогоднішній день «велика» приватизація запущена, а «мала» приватизація – максимально спрощена. Об'єктами малої приватизації є будівлі, промислові майданчики, рекреаційні заклади. Я переконаний, що білоруські підприємці скористаються цією нагодою і візьмуть участь у приватизації.
Аналитический доклад к ежегодному Посланию Президента к Верховной Раде Украины в 2018 году:
…неефективність і затягування процесу приватизації. Цей інструмент практично ніколи в Україні не слугував інструментом залучення іноземних виробничих інвестицій. Наприклад, протягом 2014–2017 рр. не було досягнуто встановлених цілей «великої приватизації». Із запланованих кожного року 17 млрд грн до державного бюджету від приватизації у 2014 р. надійшло 466,9 млн грн, у 2015 р. – 151,5 млн грн, у 2016 р. – 188,9 млн грн, у 2017 р. – 3,4 млрд грн, за січень – липень 2018 р. – 49,9 млн грн (при запланованих на 2018 рік 21,3 млрд грн);
хронічне невиконання плану надходжень від приватизації державного майна на фінансування дефіциту Державного бюджету. З року в рік планування завищеного показника приватизаційних надходжень підриває його реалістичність і, зрештою, змушує шукати на заміщення інші джерела фінансування дефіциту.
Комментарий Mind
К сожалению, за пять лет Украина не смогла провести ни одного приватизационного конкурса ни по старым, ни по новым правилам. Президент публично признал провал приватизации и даже назвал главную причину.
Правительства Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана ожидали сотни миллионов долларов за стратегические объекты, однако получили два публичных провала: в 2016 году не состоялся конкурс по продаже Одесского припортового завода, потому что не было подано ни одной заявки; и в декабре 2018-го с таким же результатом завершился конкурс по продаже ПАО «Центрэнерго».
По странному стечению обстоятельств именно эти предприятия попали и в коррупционные скандалы, их руководителей обвиняли в том, что они реализуют схемы по выводу денег: ОПЗ – в пользу руководства «Народного фронта», «Центрэнерго» – в пользу БПП «Солидарность».
Но вместе с тем власти Украины в 2015 году удалось вернуть в собственность государства Запорожский алюминиевый комбинат, который еще в 2004 году купил российский олигарх Олег Дерипаска и практически «убил» его: завод годами не работал, с него вывозилось оборудование и накапливались долги по зарплат и за энергоносители.
Также удалось наладить малую приватизацию через систему ProZorro, что значительно дебюрократизировало процесс и сделало его открытым, уменьшив риски коррупции.
В новой предвыборной программе Петра Порошенко ничего о приватизации нет – видимо потому, что он пришел к выводу: процесс приватизации никоим образом не влияет на привлечение стратегического инвестора, улучшение инвестклимата или рост экономики. Что, собственно, и подтверждает вся история украинской приватизации.
Официальный твиттер Порошенко, 30 января 2019 года:
Агропромисловий комплекс, ІТ, машинобудування, логістика, туризм – ці п’ять стратегічних пріоритетів дадуть потужний поштовх нашій економіці. Під них можна залучити мільярди доларів інвестицій. Їхня реалізація створить десятки тисяч малих підприємств та сотні тисяч робочих місць.
Комментарий Mind
Петр Алексеевич в публичной плоскости не уделял никакого внимания развитию тяжелой промышленности, если не считать оборонную отрасль. За последние пять лет машиностроительные заводы Украины начали понемногу восстанавливать производство, но этот процесс не получил постоянной тенденции.
Прежде всего, заработали заводы, связанные с оборонным комплексом. Идет перевооружение армии. Новые разработки, которые годами, а то и десятилетиями лежали на полках, начали запускаться в массовое производство. Но это не заслуга президента или правительства, а необходимость для страны, которая воюет с одной из крупнейших армий мира.
С другими заводами все не так хорошо. Постепенно восстанавливается производство железнодорожных вагонов, трамваев и троллейбусов, сельскохозяйственной техники. Однако не наблюдается никакого позитива в области автомобилестроения, самолетостроения, судостроения.
Определенные корпоративные связи с западными партнерами удалось восстановить предприятиям космической отрасли, но страна так и не смогла запустить собственный спутник, который ждет своего часа еще с 2012 года.
Официальный твиттер Порошенко, 8 мая 2014 года:
Ми маємо гарантувати підтримку вітчизняного машинобудування.
Комментарий Mind
В стране нет никаких инфраструктурных проектов и программ развития этих отраслей. Правда, и у владельцев соответствующих предприятий также нет никакой программы, они все ждут государственной помощи и дотации.
Но ни одного предложения ни от одной политсилы, как можно пошагово изменить эту ситуацию, за пять лет не прозвучало – звучали лишь общие лозунги. В новой программе Петра Порошенко также отсутствует хоть какая-то конкретика.
Что касается поддержки, то в 2018 году правительство предоставило право предприятиям, которые завозят импортное производственное оборудование для собственного производства, платить НДС с отсрочкой сроков. Однако процедура настолько сложная и забюрократизированная, что массово этим правом предприятия не пользуются. За год рассрочка была оформлена только на 7,7 млн евро и $1,4 млн.
Официальный твиттер Порошенко, 10 января 2019 года:
Децентралізація відкрила територіальним громадам величезні можливості для наведення порядку в містах і селах. Зростання доходів місцевих бюджетів дозволяє громадам самим чи у партнерстві з державою залучати інвесторів, модернізувати господарство, створювати робочі місця
Аналитический доклад к ежегодному Посланию Президента к Верховной Раде Украины в 2018 году:
...Місцеве самоврядування стає активним гравцем у розвитку спроможності територій і регіонів. Діє Державна стратегія регіонального розвитку до 2020 р., всі регіони також мають власні стратегії розвитку. Місцеві бюджети стали основними інвесторами в інфраструктуру територій.
Держава цьому активно допомагає. Фінансування регіонального розвитку з держбюджету здійснюється за рахунок Державного фонду регіонального розвитку. Підтримка розвитку територій з Державного бюджету України зросла з 0,5 млрд грн у 2014 р. до 19,37 млрд грн – у 2018 р. Завдання Уряду та Верховної Ради – створити умови для збільшення розміру Державного фонду регіонального розвитку до 1,5 % від доходів за формулою Держбюджету і передбачити можливості спрямування частини цього Фонду на розвиток проблемних територій…
Комментарий Mind
Децентрализация на местах делает лишь первые шаги, ее главные проблемы заключаются в публичном противостоянии разных политических сил в центре и в инерционном мышлении большинства людей. Рост бюджетов общин – это положительная тенденция, но пока неизвестно, станет ли она устойчивой.
В подавляющем большинстве общин идет серьезное противостояние между главой общины и депутатами, избранными в совет той же общины. Как правило, глава – это молодой прогрессивный лидер, тогда как депутаты – старые кадры из оппозиционных партий, позиционирующих себя как «хозяйственники», которым из руководящего центра предписано любым способом саботировать работу главы, чтобы дискредитировать его политическую силу в центре.
Такие депутаты всячески педалируют ностальгию по былым временам, мол, тогда все решали «наверху», а людям было просто и весело жить без каких-либо проблем. А сейчас они вынуждены брать на себя ответственность за свое будущее, а какое оно будет – никто гарантий не дает. Поэтому уже сегодня много вопросов по развитию территории, привлечению инвесторов и созданию новых производств, вообще не рассматриваются.
Мало кто вообще понимает, как это «самому себе зарабатывать». Тем более не идет борьба с бюрократизмом, кумовством, коррупцией на местах. В Украине не работают никакие политические механизмы для урегулирования таких проблем и привлечения к ответственности депутатов-саботажников.
Если не решить эту проблему, то уже к 2020 году идея децентрализации будет серьезно дискредитирована. Если же Украина ориентируется на развитые страны Запада, то высшему руководству страны надо набраться мужества и признать факт, что мы безнадежно отстали от цивилизованного мира в промышленной и технологической сфере.
Есть определенные эксклюзивные технологические разработки, но они не спасают всю экономику от сползания в промышленный и инженерный застой. Фактически Украине нужна новая техническая революция.
Надо показывать ведущим технологическим гигантам свои производственные возможности и вести переговоры о вхождении в Украину новых производств и компаний. Хватит жить ностальгией. Но это должно быть общее политическое решение высшего руководства всех ветвей власти.